О реформе ЖКХ было сказано и пересказано столько, что, кажется, ещё чуть-чуть — и заживём как добропорядочные немцы или, к примеру, французы. Но не всё так хорошо, как хотелось бы
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране ведется уже почти 10 лет, однако ее результаты пока что далеко не самые впечатляющие. Руководством страны разрабатывается очередная "новая" концепция программы реформирования жилищной сферы, региональные власти регулярно отчитываются перед центром о произведённых действиях, приводят себя в пример другим, но на деле воз и ныне там. Все удивляются таким парадоксальных ходом событий, но, по сути, ничего удивительного здесь нет. Максимум, на что способны местные властители умов и дум, так это повысить платежи на коммунальные услуги, пожурить население за несознательность и... всё. При этом сама отрасль постепенно, с каждым годом приходит в упадок.
И самое интересно, что мысли высказываются самые что ни на есть правильные. Кто только не говорил о том, что нельзя бездумно повышать уровень коммунальных платежей для населения — от Президента до начальника ЖЭКа. Необходимо уменьшить издержки на содержание ЖКХ, а, значит, к управлению коммунальными предприятиями должны прийти новые руководители, грамотные менеджеры — трубят ораторы. Даешь модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства — вторит им пресса. И летят в Центр отчёты о "проделанной" работе, проверяющим комиссиям с гордостью в глазах демонстрируются отремонтированные котельные, теплосети, жилые дома... Но это не более чем красивая упаковка, которой стараются обернуть залежавшийся товар.
Вот приехала как-то в Омск комиссия Госстроя с Николаем Кошманом во главе. Показали им котельную на газовом топливе в селе Новотроицкое Омского района. Чистота, красота, даже цветочки на агрегатах. Николай Кошман, возглавляющий Госстрой и правительственную делегацию, с умилением восторгался, как все замечательно, что омский опыт надо внедрять. Однако, поторопился Николай Павлович с выводами! В этом районе от отрасли ЖКХ по большому счету остались лишь отдельные ее фрагменты. А в соседней деревне же развалилось надвое общежитие. Люди, живущие в отвалившейся половине, фактически остались без крова. Но поскольку власть не спешит оказать им помощь, то многие семьи продолжают жить в развалинах. И таких примеров, когда целые села в области остались без отопления по причине размораживания котельных, можно привести немало.
Во все колокола били жители сел. Так, жители Речного направили письмо губернатору по поводу того, что замерзают, не вывозится мусор, не откачиваются фекальные ямы. Ответа нет до сих пор. Впрочем, претензии на этот счет высказывают не только они.
Этот опыт выживания по-омски Кошману, разумеется, не показали. Иначе из его уст не прозвучала бы ода губернатору Полежаеву накануне предвыборной кампании.
Да и в других регионах ситуацию можно списывать под копирку, везде одни и те же проблемы: любое предприятие старается избавиться от объектов социального назначения. Их списывают с баланса, а то и просто бросают. Властям совершенно не нужна это мёртвая тема, которую им самостоятельно решать сложно. Да и не хочется обременять себя делом, в их глазах заранее обречённым на неудачу.
Однако это не значит, что на реформе ЖКХ надо ставить крест, как на проблеме бесперспективной и не имеющей решения. Выход всегда можно найти, надо только приложить к решению проблемы руки и голову. Так, как это делают те, о ком не пишут в газетах и стараются задвинуть на задний план.
Есть в Омске радиозавод им. Попова, который, несмотря на то, что у него у самого забот полон рот, поступает совершенно алогично, в понимании многих.
В начале приватизации все предприятия России практически без исключения сбрасывали с себя социалку. Так сделали и бывшие руководители радиозавода. Однако проблемы это не решило, а завод продолжал идти ко дну. С приходом нового руководства ситуация изменилась в корне. Завод не просто не стал отказываться от социалки, но и наоборот, уделять ей значительное внимание. Благодаря усилиям генерального директора завода Ивана Полякова и председателя совета директоров Татьяны Ушаковой заключен договор с железнодорожной больницей, чтобы рабочие могли получать стационарную помощь. Кроме того, на балансе предприятия также стоит поликлиника, про которую город почему-то забыл, но, при этом, не забывает требовать за неё деньги. На самом же заводе открыта амбулатория, введены в штат медсестра, фельдшер.
Уделяется немало внимания и образовательной программе — подписан договор с университетом, договор со свердловским техникумом, плюс собственное, родное ПТУ. Со школой, которую строил в свое время завод, тоже есть программа сотрудничества по привлечению школьников на летние работы, чтобы они могли что-то заработать. Вот и возникает эта цепочка: школа — ПТУ — техникум — институт — завод.
Топ-менеджмент завода пытается вернуть на баланс предприятия профилакторий, который является для завода очень важным социальным объектом, не только с точки зрения оздоровления людей, но и потому что его строили не строители, а сами же работники, они не получали долгие годы тринадцатую зарплату, вкладывая эти деньги в профилакторий.
Больной для многих вопрос — жилой фонд. Для завода, куда приходят молодые кадры это наиважнейший вопрос. При заводе есть общежитие, которым занялись всерьез, чтобы работники, которые там живут, могли жить в нормальных условиях. Выделена статья в бюджете предприятия на плановые ремонты предприятия. Разработана новая система оплаты за общежитие, система льгот доплат для своих работников.
Завод вышел с новой инициативой к администрации Омска с просьбой вернуть на баланс предприятия жилой микрорайон в поселке "Релеро". Кроме того, показательно, что в то время, когда многие предприятия оборонки пугаются правительственного распоряжения о том, что на балансе предприятия должны быть все коммуникации, которые проходят под территорией завода, на омском радиозаводе этого как раз не боятся. Они действительно готовы обслуживать не абстрактные коммуникации, а трубы, доставляющие тепло и горячую воду в квартиры своих же рабочих. И думается, что завод лучше местной администрации позаботится об условиях жизни своих рабочих, и уж точно не оставит их без света и воды. У жилого фонда будет реальный хозяин. Именно к этому призывает Президент и Правительство, когда проводят реформу ЖКХ.
На заводе очень хорошо понимают: хорошие социальные условия для рабочих — это новые горизонты для самого бизнеса. И результат такого последовательного отношения не замедлил проявиться — за первые полгода рост производства составил на предприятии свыше 600 процентов.
Игорь Придорогин
ПРАВДА.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.