Что будет с рублем в 2005 году?

Завышенные ожидания по укреплению рубля на 2005 год нужны для того, чтобы оправдать выход инфляции за рамки прогнозов.

Сегодня правительство рассматривает основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка на 2005 год. По мнению ЦБ, в следующем году реальный эффективный курс рубля укрепится не более чем на 8%. Однако российские экономисты полагают, что этот прогноз чересчур пессимистичен. В своих расчетах ЦБ ориентируется главным образом на нефтяные цены, видимо, недостаточно учитывая весьма вероятную утечку капитала из страны. Между тем, полагают эксперты, утечка капитала может практически полностью компенсировать влияние притока «нефтяной» валюты и, более того, привести к некоторому ослаблению реального курса рубля. Впрочем, аналитики считают, что ЦБ привел столь завышенный прогноз по реальному укреплению рубля неслучайно. Он может пригодиться монетарным властям для того, чтобы оправдать несоответствие реальной инфляции прогнозу, оптимизм которого поверг экономистов в шок. По их мнению, достичь в следующем году обещанного ЦБ уровня инфляции в 6,5-8,5% удастся только в случае полной «заморозки» тарифов естественных монополий. Между тем уже сейчас известно, что тарифы «Газпрома» в следующем году будут расти опережающими темпами: на 23% вместо 20%.

В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики» ЦБ прогнозирует развитие российской экономики на 2005 год, исходя из трех вариантов цены на нефть. Первый рассчитан на основе среднегодовой цены сорта Urals в 22,5 долл. за баррель и предусматривает экономический рост в 5%. Согласно второму сценарию, при цене 26 долл. за баррель рост составит 5,9%. Третий – пожалуй, самый оптимистичный из всех официальных прогнозов – обещает цену в 31 доллар за баррель и рост ВВП на уровне 6,5%. При этом, по мнению чиновников ЦБ, укрепление реального эффективного курса рубля в 2005 г. не превысит 8%, а инфляция составит 6,5-8,5%. «Очень хорошо, что в прогнозе ЦБ есть несколько сценариев. Глобальная неопределенность высока, и никто не знает, как будут развиваться события в Ираке, что будет с ОПЕК, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Разумно также, что ЦБ рассмотрел столь широкий диапазон цен, за это их можно только похвалить».

Впрочем, этим положительные эмоции по поводу сделанных ЦБ прогнозов исчерпываются. «Меня берут сомнения: может, речь идет о базовой инфляции – без учета регулируемых тарифов? Тогда это достижимо, – говорит Антон Струченевский. – Если же имеется в виду «полная» инфляция, то я, честно говоря, очень сомневаюсь в реалистичности этого прогноза». По прогнозу «Тройки Диалог», инфляция в 2005 г. составит около 9,5%. Конечно, теоретически достижение обещанных ЦБ показателей возможно – однако, по мнению экономиста «Тройки», ради этого пришлось бы полностью заморозить рост тарифов естественных монополий. «Но это будет слабо коррелировать с планами нашего правительства что-то реструктурировать в этих отраслях и проводить монетизацию льгот», – отмечает он. С мнением коллеги соглашается экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. «Прогноз по инфляции, действительно, слишком оптимистичный. Если в этом году мы удержимся в пределах заданных 10% – то с большими усилиями, – сказала г-жа Орлова RBC daily. – Что же касается следующего года, то не следует забывать о большем, чем ожидалось, повышении тарифов на газ». По ее оценке, повышение тарифов «Газпрома» на 23% вместо ожидавшихся 20% может добавить инфляции от 0,5 до 1 процентного пункта, тем более что после «Газпрома» пролоббировать большие повышения могут и энергетики. «Кроме того, грядет монетизация льгот – а она совершенно очевидно является инфляционным процессом, – говорит экономист «Альфа-Банка». – Возможно, этот фактор не очень существенный, но он создает определенный фон».

Что же касается прогноза укрепления реального эффективного курса рубля, то его максимальный прогноз, напротив, представляется экономистам весьма завышенным. «Во многом укрепление рубля определяется не только ценами на нефть, но и потоками капитала. Сейчас цена на нефть – более 40 долларов, а укрепления рубля к доллару не происходит, – говорит Антон Струченевский. – Так получается потому, что приток валютной выручки стерилизуется оттоком капитала. Поэтому стоит обращать внимание не только на текущий платежный баланс, но и на капитальные операции. Как показал опыт этого года, инвесторы могут негативно относиться к России, даже несмотря на высокие цены на нефть». Наталья Орлова также считает, что укрепление рубля на самом деле может оказаться и меньшим. Более того, по ее мнению, если утечка капитала будет продолжаться, то рубль может и вовсе девальвироваться. Вообще, по мнению Антона Струченевского, власти – в том числе ЦБ – уделяют слишком большое внимание теме ужасам укрепления реального курса рубля.

«Сейчас рубль все равно остается сильно недооцененным. Например, курс рубля к доллару по паритету покупательной способности должен был быть около 12-13 рублей за доллар», – отмечает экономист «Тройки». По его мнению, столь серьезная разница между реальным курсом и курсом по ППС объясняется слабостью структурных реформ. «Если исторически сравнить курс по ППС и реальный курс, то разница между ними тем больше (то есть реальный курс ниже курса по ППС), чем страна беднее, поэтому бояться укрепления рубля не стоит», – говорит г-н Струченевский. По его мнению, опасность укрепления реального курса рубля для отечественной промышленности также сильно преувеличена. «У нас часто спекулируют на том, что укрепление рубля ударяет по отечественным производителям. На самом деле гораздо больше по ним ударяет рост благосостояния населения, – полагает он. – Так, в 2002 г. эффективный курс рубля снизился, а импорт все равно вырос. Это произошло потому, что население богатело и ему хотелось приобретать более качественные товары. Так что укрепление рубля, скорее, может стимулировать отечественных производителей выпускать более качественную продукцию».

Таким образом, с одной стороны, укрепление рубля может оказаться вовсе не таким опасным, как обычно утверждают власти. Кроме того, в условиях массированной утечки капитала дилемма «или высокая инфляция – или сильное укрепление реального курса рубля» становится неактуальной. Утечка капитала автоматически решает проблему монетарного фактора – давления на инфляцию за счет наводняющей рынок валютной выручки экспортеров. Возникает впечатление, что заявления о недопустимости укрепления рубля, завышенные ожидания относительно роста российской валюты и слишком оптимистичные прогнозы инфляции связаны в одну логическую цепочку. «Восемь процентов (прогнозируемого роста реального эффективного курса рубля) – это очень осторожный прогноз, – полагает Наталья Орлова. – Он позволяет объяснить выход за рамки инфляционных показателей и подстраховаться на тот случай, если ситуация выйдет из-под контроля».

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить