Удачное размещение «Газпромом» евробондов на сумму $1,2 млрд в нынешнюю пятницу на рекордный для российских компаний срок – 30 лет может оказаться последним успехом российского газового концерна.
Позиции газового монополиста и удачливого заемщика на европейском рынке могут быть поколеблены несколькими факторами. Европейский газовый рынок либерализуется, и длинные контракты, которыми живет и под которые занимает деньги «Газпром», при всей их привлекательности для крупных компаний все больше будут уступать место спотовым – более выгодным для конечных потребителей и продавцов.
Между тем Украина, после обострения отношений с Лукашенко – последний надежный газовый коридор «Газпрома», хочет играть все более активную роль в Европе. Компания «Нафтагаз Украины» заключила первый в своей истории длительный газовый контракт на три года.
В официальном заявлении украинцев говорится, что компания не намерена больше довольствоваться ролью «транзитера» (так в тексте) и намерена быть экспортером газа. При этом собственного газа у Украины нет. Часть газа, который Украина продает в Европе по экспортным ценам, она забирает у «Газпрома» в качестве платы за транзит. Откуда же наберется газ на активную роль на европейском рынке? А ведь под нее разрабатываются проекты новых газоперекачивающих станций, ведутся переговоры с западными газовыми компаниями.
В последнее время прозвучали фантастические идеи – направить иранский и туркменский газ через Армению и Грузию, снабжавшиеся до сих пор российским газом, по дну Черного моря на Украину и далее – в Европу.
В сочетании с последними выступлениями армянской оппозиции и давним желанием госдепартамента США столкнуть Россию и Иран, да еще на фоне нынешней газовой активности Украины, эти идеи не кажутся столь уж фантастичными. Тем более что пример подал сам «Газпром», построив подводный газопровод в Турцию за четыре года. Мощность этого потока может составить, по данным аналитиков, 60 млрд куб.м.
Как пишет «Газета.Ru», «Газпрому» нужно перестать основывать экспортную газовую стратегию на строительстве дорогостоящих и рискованных трубопроводов на рынок Европы, где нет недостатка в поставщиках газа и усиливается конкуренция, считает директор Института стратегии развития ТЭКа Владимир Милов.– Нужно развивать экспорт сжиженного природного газа, таким образом можно будет экспортировать его в США и Азиатско-Тихоокеанский регион, где ожидается серьезный рост спроса на сжиженный природный газ. Тем более что новые газовые месторождения (шельф, Штокман, Ямал) или в море, или близко к морю, то есть удобно логистически строить заводы по сжижению газа».
Проект строительства завода сжиженного природного газа на территории Ямала для его последующей транспортировки по Северному морскому пути был разработан под патронажем администрации округа несколько лет назад. Естественно, что проект не может быть реализован без соответствующего правительственного постановления и одобрения «Газпрома».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.