Грустной статистикой делятся эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Российский бизнес "скорее мёртв, чем жив".
Из приведённых в документе Центра данных становится понятен масштаб проблем: так, с 2016 года число оставшихся "на плаву" компаний неуклонно сокращается. При этом всего за несколько лет закрыть свои бизнес-проекты решил каждый шестой бизнесмен, а в 2020-м количество "юриков" рухнуло сразу на 8,2%.
Какие ключевые причины можно назвать, говоря о столь длительном "великом закрытии" бизнеса? Делает ли власть что-то, чтобы переменить ситуацию, которая длится уже пять лет?
Комментарий для "Правды. Ру" дал Александр Борисов, председатель Комитета ТПП по развитию потребительского рынка.
Эксперт отмечает: причин для "торможения" сразу несколько. Ранее статистика показывала, что спад экономической активности фиксируется минимум три года подряд.
"Правительство, руководство страны это заметило и пытается предпринять меры, направленные на снятие административных барьеров. Отсюда "регуляторная гильотина", забота о малом бизнесе, новые программы поддержки и так далее", — уточняет Борисов.
2020 год, конечно, стал "особым": он ухудшил показатели почти всего спектра бизнеса. Лишь немногие смогли как-то воспользоваться сложившейся спецификой и заработать.
"Выпали" в 2020 году следующие категории предпринимателей:
"Любые кризисы всегда приводят к тому, что наиболее слабые участники экономической активности так или иначе "выпадают". И, в принципе, это не такая уж и драма. Кризисы не зря называют своего рода "санитарами" экономики", — продолжает Борисов.
На кризис коронавируса наложилась ещё одна важная особенность: происходит смена экономической парадигмы. То есть и в мировой, и в российской экономике образуются новые сферы деятельности, связанные с шеринг-экономикой.
Шеринг-экономика (sharing economy) предполагает "совместное потребление", то есть использование товаров и услуг коллективным образом. Меняются парадигмы производства и потребления: становится выгоднее оплачивать некий временный доступ к благам, а не покупать их.
"Этот перелом тоже повлиял на то, что традиционные форматы бизнеса, не успевающие за изменением ситуации, тоже оказались подвержены этим изменениям и тоже страдают", — дополняет Борисов.
Власти, отмечает эксперт, стараются изменить ситуацию как на уровне регионов, так и на уровне федерации.
"В этом смысле, конечно, Москва как всегда идёт впереди всех других субъектов федерации. Москва уже подготовила пять пакетов дополнительной помощи малому и среднему бизнесу", — сообщает Борисов.
Однако и с помощью есть сложности: дело в том, что малый и средний бизнес часто отстаёт от информационного поля, не успевает ознакомиться с теми предложениями помощи, которую дают ему местные власти.
"Самому бизнесу нужно сейчас быть как никогда более активным и заинтересованным в поиске любых возможностей для собственного выживания, для поиска дополнительных средств и дополнительных способов помощи, которые ему протягивают и местные власти", — резюмирует эксперт.
Понятно, что никакая помощь никогда не будет основным способом выживания, если экономическая модель, которая практикуется тем или иным предпринимателем, не отвечает требованиям современности.
И в этом заключается одна из самых больших ошибок: люди привыкли к тому, что они много лет работают по одному алгоритму. Им становится неинтересна оценка того, как меняются вкусы и потребности потребителей, как меняется рыночная ситуация.
"Им кажется, что так может продолжаться и дальше. А оказывается, что продолжаться так не будет, если не будешь меняться сам", — подводит итоги Борисов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.