Константин СИМОНОВ — о том, рухнет ли экономика мира через два года

Известный инвестор Джим Роджерс прочит новый финансовый кризис. Бизнесмен предсказывает крах мировой экономики в течение двух лет. Причем кризис будет страшнее, чем все предыдущие, уверен Роджерс.

"На фондовых рынках США продолжат надуваться пузыри. Затем они лопнут, и нам всем следует опасаться того, что за этим последует, — предупреждает Роджерс.

Он говорит, что обвала стоит ждать уже в конце этого года. Кризис может начаться с ухудшения экономической ситуации в какой-то небольшой стране, а затем по спирали захватит все остальные государства. По мнению Роджерса, не исключено, что прекратят существование известные миру финансовые институты.

Пока в США говорят о кризисе, в России заявляют: экономика страны перешла к стадии роста. Ранее президент Владимир Путин заявил, что рецессия уже преодолена. Отметил глава государства и рост промышленного производства — на 0,7%, а также рост инвестиций в основной капитал, рост ипотечных кредитов, покупок автомобилей.

Видят положительные изменения и рядовые россияне. Оценка экономического положения страны достигла максимума с 2008 года. Опрос провел ВЦИОМ. Социологи выяснили, что 17 процентов наших соотечественников оценивают положение дел в экономике выше среднего, 57 процентов — средне.

Ждать ли нам ухудшения ситуации? На вопросы "Правды.Ру" ответил Константин Симонов, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ.

— Какова вероятность такого развития событий, и стоит ли ожидать потрясений в ближайшее время? Правда ли, что эта волна будет самой сильной и опасной?

— На самом деле парадокс кризисов заключается в том, что одна часть их все время ждет, а другая часть не верит в то, что они происходят. А происходят они все равно всегда неожиданно. И в этом плане мне сложно сказать, через два года он будет или через два месяца. Но факторы, которые указывают на возможность кризисного развития событий, конечно, есть, и их довольно много.

Совершенно очевидно, что глобальная экономика испытывает серьезные перегрузки, деформации. Это и проблема расслоения по наиболее доходным и наименее доходным стратам, проблема бедности, проблема региональной асимметрии, проблема невозможности выстроить честные правила игры в глобальной торговле, проблема надутых пузырей, проблема переоцененности так называемой "новой экономики", которая может оказаться фантомом. На самом деле очень много всего. Но при этом я убежден, что все равно этот кризис, сколько ни говори про него, окажется сюрпризом. Есть даже целая теория "черных лебедей", модная после 2008 года: неожиданных кризисных событий, которые проявляются и дают начало волне.

Мировая экономика находится не в блестящем состоянии, это факт, и то, что проблемы никуда не делись, это так, а к ним и политические проблемы добавляются, и хаос на Ближнем Востоке, и беженцы, и целые континенты испытываю колоссальные перегрузки. Собственно, все это известно. Поэтому кризисные явления неизбежно будут. Но я не готов брать на себя роль какого-то пророка и говорить, когда будет кризис и в каких формах. Потому что жизнь всегда разнообразнее и любопытнее.

— Роджерс полагает, что начнутся активные поиски других более надежных активов, а российский рубль может стать намного сильнее доллара. Россия же, наоборот, получит явные преимущества через рост сельского хозяйства и освобождение от нефтяной зависимости за счет диверсификации своей экономики. Что будет с Россией?

— Сельское хозяйство не может быть заменой реальному сектору экономики и топливно-энергетическому комплексу. Во всем мире в сельском хозяйстве занято 1-2% населения. Мы просто любим поесть, поэтому придаем этому очень большое значение. Конечно, продовольственная безопасность — штука важная. Смешно, когда такая огромная страна, как наша, завозит турецкие помидоры на 300 миллионов долларов в год. Но это вопрос именно безопасности, не вопрос развития экономики. Мы на сельском хозяйстве экономический рост не построим. Просто объективно за счет механизации число занятых в этом секторе сокращается. Поэтому это все иллюзии.

Конечно, у России есть возможности и варианты для развития. И самое главное, что у нас есть сильный сырьевой сектор, который, на мой взгляд, является основным достоинством нашей экономики. Имея такую базу, можно отстоять и другие сегменты. Собственно, не надо ждать никаких кризисов, чтобы это делать.

Что касается рубля как валюты, я тоже был бы тут аккуратен в оценках. Я согласен с тем, что у доллара есть довольно серьезные проблемы, но при этом, не забывайте, что доллар хоронят 20 лет. Доллар все равно остается самой надежной валютой, потому что пока другой альтернативы не придумали. И создатели этой системы будут ее защищать. И у меня есть огромные сомнения, что так быстро ее сломают.

Скорее, можно говорить про юань как валюту, которая могла стать альтернативой доллару. Мы могли бы здесь подумать, можем ли мы с Китаем сыграть. Например, мы могли бы развить в юанях торговлю энергоносителями и тем самым дать Китаю определенный пас.

Кроме того, уверен, сейчас активно развиваются различные кибервалюты. Не исключаю, что здесь тоже какие-то довольно бурные изменения будут, Россия вполне может включиться в эту историю. Может, какой-то виртуальный рубль появится. То есть какое-то российское ноу-хау, которое мы будем продвигать, или какая-то российская кибервалюта с системой, которая будет у нас обсчитываться и распространяться.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить