За последние три года госдолг практически всех высокодотационных регионов увеличился в среднем на 26%. Об этом сообщает Счетная палата РФ.
"В 2015 году в высокодотационные регионы было направлено межбюджетных трансфертов в объеме более 290 миллиардов рублей. По сравнению с 2013 годом объем межбюджетных трансфертов вырос в 1,5 раза (тенденция может быть также связана с изменением их состава). Несмотря на это, за три года госдолг практически всех высокодотационных регионов увеличился в среднем на 26%", — говорится в докладе Счетной палаты.
Каким может быть предельный уровень долгов регионов? Что будет, если регион не в состоянии платить?
Об этом Pravda.Ru поговорила с заместителем генерального директора Международного центра развития регионов Олегом Столяровым.
"Такая ситуация в регионах — это последствия неправильной федеральной политики. Недавно было принято решение о том, чтобы регионы заместили кредиты коммерческих банков федеральными дешевыми кредитами. Соответственно, регионы подсадили на дешевую иглу", — рассказал собеседник Правды.Ру.
"Минфин и Минэкономики практически не понимают модели выхода из кризиса образца 1939 года в США. Тогда президент Рузвельт сказал: раз банки не хотят кредитовать экономику, я разрешаю корпорациям и городам выпускать облигации. Уолл Стрит был завален мусорными облигациями, но через три года ставки выровнялись, люди разобрались, и за эти годы Рузвельт профинансировал облигациями и экономический рост, и выход из депрессии, и инфраструктуру. У нас, к сожалению, до недавнего времени отбивали руки предприятиям по выпуску облигаций, и вообще, отбили руки регионам, когда сказали занимать у федерации. А у федерации теперь тоже денег нет", — пояснил свою мысль Олег Столяров.
Касательно причин "схлопывания" экономик регионов-доноров эксперт отметил, что в таких регионах остается максимум 35% от их доходов. Поэтому, предприятия в таких регионах зачастую "прячут прибыль, а не инвестируют ее".
"Мы никак не можем установить минимальные социальные стандарты, которые необходимо обязательно оплачивать на территории данного региона. Давайте сделаем одну простую вещь — установим прожиточный минимум и в соответствии с ним будем рассчитывать какую-то минимальную зарплату. Мы давно говорим, давайте установим минимальные стандарты и будем оставлять в регионе ту сумму, которая нужна ему для минимальной социальной обеспеченности, — подчеркнул эксперт. — Государство само затягивает на себе долговую петлю, не хочет трансформировать сбережения в накопления населения, ведь 24 триллиона лежат на счетах в депозитах и сгорают. Они лежат под мизерные ставки. Инфляция в 1,5-2 раза выше, чем эти ставки. То есть люди сами сжигают свои деньги, которые не работают в экономике как накопления, потому что нет доступа к акциям. Ведь работа этих денег в экономике — это размещение их в акциях предприятий".
По его словам, регионы обязали выполнять майские указы президента. Они их почти все выполнили, кроме одного — создания высокопроизводительных рабочих мест, хотя надо было с этого начинать. Выполнить указ по доходам, создать высокопроизводительные рабочие места, повысить свою налоговую базу, а потом уже выполнять социальные обязательства. То есть, повышать зарплату учителям, врачам, бюджетникам и так далее.
Стоит также обратить внимание, что президент РФ первым указом в долгосрочной экономической политике предложил создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
"Если не выполнять первый пункт указа президента, то это какой-то злой умысел получается. Потому что все регионы сейчас привыкли к тому, чтобы 2/3 денег отдавать в федеральный бюджет, а потом бегать в казначейство. Ведь вы знаете, что мы узнаем о выполнении бюджета текущего квартала только через квартал после его окончания. У нас нет текущего мониторинга выполнения бюджета. То есть проект давно загнулся, а мы только через три месяца узнали, что у нас деньги образовались. И вот мы в начале года проектируем некий дефицит бюджета, к середине года узнаем, что у нас уже профицит и начинаем судорожно распихивать его.
И самое главное — бюджет состоит из двух частей, из доходной и расходной. Если вы программы развития забиваете только в расходную часть и называете это гордо — программный бюджет, то совершаете большую глупость. Потому что программа, прежде всего, должна давать доходы. Посмотрите любое заседание правительства: сколько-то у нас вложений в такую-то программу, столько-то субсидий выдано. А от них что-то получили? Вот в чем весь вопрос. И мы говорим об эффективности наших расходов", — заключил Олег Столяров.
Читайте также:
Бюджет РФ на 2017-2019 годы оценили как самый сложный
Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.