7 июня 2016 года на пленарном заседании Госдумы рассмотрен и принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Документ, разработанный во исполнение поручений президиума Госсовета по вопросам развития рыбного комплекса, которое состоялось в октябре 2015 года под председательством президента РФ Владимира Путина, предусматривает изменение порядка распределения квот на вылов рыбы.
Среди новаций, которые давно ждал рыбный бизнес, - выделение 20% квот на инвестиционные цели. Авторы инициативы уверены, что закрепленный в законе механизм инвестиционных квот выведет отрасль из застоя и даст толчок обновлению рыболовецкого флота, реконструкции инфраструктуры портов, строительству рыбоперерабатывающих заводов.
"В законе реализуется новый механизм распределения квот на право вылова рыбы, - говорил глава Минвостокразвития Александр Галушка. - Это квоты с инвестиционными обязательствами. Получая право на вылов рыбы, инвестор принимает на себя обязательство либо покупать российские суда, либо создавать рыбоперерабатывающие мощности".
Законопроект также предусматривает увеличение с нынешних 10 до 15 лет срока закрепления квот на вылов рыбы, повышение порога освоения водных биоресурсов в течение двух лет подряд с 50% до 70% от объема выделенных промышленных или прибрежных квот.
Большинство изменений депутаты одобрили практически единогласно. Увеличение сроков владения квотой должно принести в отрасль ощущение стабильности и, как следствие, повысить ее привлекательность для инвестиций. В свою очередь повышение порога освоения квот должно помочь в борьбе с так называемыми квотными «рантье» - пользователями, которые не имеют собственных судов и передают полученные от государства квоты для освоения третьим лицам.
Бизнес давно бьет тревогу: деятельность «рантье» ложится дополнительным бременем на судовладельцев, что сказывается на рентабельности добычи и отражается на себестоимости продукции, а значит, на ее конечной цене. В отличие от тех, кто реально осваивает ресурс, «рантье» почти не платят налогов, не создают новые рабочие места, фактически сдерживая развитие отрасли и изымая из оборота значительные ресурсы. А это означает, что квоты у них предстоит изымать в пользу тех, кто собирается строить суда.
Что касается введения единого промыслового пространства, ситуация не так однозначна. По мнению Росрыболовства, прибрежное рыболовство фактически ничем не отличается от промышленного, и оставлять «прибрежку» в качестве отдельного вида рыболовства нет необходимости.
"Доставка уловов на берег зачастую носит формальный характер, замороженная рыбопродукция может перегружаться из трюма в трюм и беспрепятственно отправляться на экспорт, - критиковал существующую систему руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на заседании президиума Госсовета, проходившем 19 октября. - При этом сложилась практика, когда рыболовные предприятия регистрируются и платят налоги не по месту осуществления промысла, а в других регионах", - заявлял глава ведомства.
В регионах промысла, в свою очередь, призывают подумать том, как сохранить приморские поселки, для которых водные биоресурсы - залог существования. По мнению губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, который выступил на Госсовете в защиту "прибрежки", она является «главным инструментом, который позволяет закрепить людей за отдаленной территорией и, по сути, формирует занятость в прибрежных субъектах».
Поэтому вопрос не в том, чтобы сохранить «прибрежку» как самостоятельный вид промысла, а как предусмотреть защиту малого и среднего бизнеса, - рыболовные компании, которые живут на прибрежной квоте, и предусмотреть в законе нормы, сохраняющие традиционное прибрежное рыболовство, имеющее большое социальное значение в приморских рыбацких регионах.
Есть что добавить депутатам и по инвестиционной квоте. А именно, в закон нужно включить нормы по габаритам судов. Так согласно отчетам, именно сегмент крупнотоннажных траулеров-заводов находится в наиболее критической ситуации. По этим расчетам если не сосредоточится на обновлении этого класса судов, то к 2025 году их количество сократится более чем вдвое - со 104 до 44 единиц. Причины - списание имеющихся судов по возрасту и износу мощности для промысла. Около 80% судов рыбопромыслового флота достигли или превысили максимальный нормативный срок эксплуатации (30 лет), каждый год в России списывается по 10 и более судов.
Выход из ситуации один - без промедления закладывать строительство судов, потому что купить крупнотоннажный траулер "с пробегом" даже за рубежом невозможно в связи с отсутствием этого класса судов на рынке. А для того, чтобы восстановить баланс промысловых мощностей только по минтаю, по экспертным данным необходимо, начиная с 2020 года вводить по 5-6 новых судов в год. А для того, чтобы начать строить, нужен новый закон. Ведь чтобы покупатель, то есть рыбодобывающая компания, сделал заказ - ему нужна уверенность в том, что новое судно будет обеспечено работой и сможет окупить вложения. Замкнутый круг, однако.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.