Еврокомиссия подготовила поправки к законодательству, согласно которым она сможет получать всю информацию о коммерческих контрактах "Газпрома" в Европе. Согласно поправкам, все межправительственные соглашения по энергетике должны согласовываться с Еврокомиссией до их подписания, а все неевропейские поставщики газа — сообщать регулятору о параметрах долгосрочных контрактов.
Угрожает ли этот шаг безопасности интересов "Газпрома" и России, рассказал Pravda.Ru заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривач.
"Это, прежде всего, угроза безопасности развития европейского рынка. В действиях Еврокомиссии прослеживается противоречие. Заявляют, что хотят развивать свободный и конкурентный рынок, и предпринимают действия, которые направлены на нарушение конкуренции", — подчеркнул Алексей Гривач.
Запрос подобной информации, причем не у "Газпрома", а у его европейских контрагентов, означает, что конкурировать на рынке будет довольно сложно. Получение одним из партнеров дополнительной скидки или дополнительных параметров, оптимизация бизнес-процессов станут достоянием общественности. Конфиденциальность информации обеспечить будет сложно. Любой чиновник Еврокомиссии, имеющий допуск, после окончания мандата может перейти на работу в компанию-конкурента.
"Кроме того, надо учитывать, что Еврокомиссия борется за расширение своих собственных полномочий, возможность вести энергетическую политику, развивать двухсторонние связи, тем самым укреплять свой авторитет и свои возможности влияния на развитие энергетики Европы", — объяснил эксперт.
Поправки Еврокомиссии могут означать попытку установить единую газовую цену или единый газовый контракт для Восточной Европы. Но в каждой стране Евросоюза своя специфика энергетики. Нельзя сравнивать энергетику Эстонии, Германии и, например, Болгарии. Она основана на разных энергоносителях, разном уровне газа, разных источниках энергии, энергетических балансах, разных объемах и структуре потребления.
"Газ является замещающим видом топлива. Он может конкурировать с другими источниками. Например, углем, как в Польше. Или с нефтью и нефтепродуктами, как в Греции. На британском рынке есть собственная добыча газа плюс три источника поставок трубопроводного газа, СПГ-терминал. В Болгарии — один источник поставок и практически нет собственной добычи. Абсолютно разные истории у разных стран, и ценовые ситуации, соответственно, должны быть разными. Попытка установить единую цену приведет к подрыву энергетической безопасности, разрушению структуры рынка", — заключил Алексей Гривач.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.