Покупательская активность россиян существенно снизилась. При этом зарубежные поставщики ведут себя по-разному в условиях российского кризиса — например, General Motors на этой неделе объявил, что его бренд Opel уходит из России. К тому же GM перестанет продавать большинство моделей Chevrolet. Причина не политическая, отметили в GM, а чисто экономическая. А тем временем, например, Chanel не только не собирается уходить из России, но даже снижает цены на наших широтах, чтобы удержать продажи.
О том, выгодно ли иностранным компаниям сворачивать производства в России, рассказал Pravda.Ru советник по макроэкономике генерального директора БД "Открытие" Сергей Хестанов.
"Дело в том, что до 52 процентов наполнения федерального бюджета составляли поступления от экспорта. В результате падения экспортных цен эти поступления упали примерно в два раза, соответственно, сокращать расходы приходится на всех уровнях — и на уровне государства, и на уровне корпораций, и на уровне граждан. Как следствие — все начали экономить, в результате покупательская активность резко снизилась. Кроме того, до трети потребительской корзины среднего россиянина — это импортные товары, девальвация резко увеличила их стоимость. И во многих сегментах падение спроса объясняется тем, что у потребителей просто нет денег. Это перекликается с тем, что происходило в российской экономике и в 20083–2009 годах, и в 1998 году, когда в результате резкой девальвации шло снижение платежеспособного спроса", — заявил Сергей Хестанов.
Экономист также отметил, что поведение брендов во многом зависит от того, сколько они вложили в производство в России. "Автомобильные бренды уходят по причине того, что объем продаж недостаточен для прибыльности их бизнеса. Тут отсутствует какой-то политический подтекст. Если у вас есть завод, который может продать 5-10 процентов той продукции, которую он в течение года выпускает, то возникает большой вопрос, а стоит ли этот завод содержать? А заводы Chanel находятся не в России, а складские затраты на сохранение духов ничтожны, размер маленький, а стоят дорого. Естественно, эти бренды могут проявить гораздо большую гибкость и не демонстрируют желание уйти из России".
Сергей Хестанов подчеркнул, что самый главный критерий, на основании которого бренд решает, оставаться ему в России или уходить, заключается в том — рентабелен ли его бизнес при сильно упавших объемах продаж.
Корреспондент "Правды.Ру" поинтересовался, как можно расценивать спад покупательской активности — как явление долговременное или же это затишье связано с некоторым шоком от кризисного роста цен и вскоре ситуация стабилизируется?
"Все зависит от динамики цен на нефть. Если цены на нефть восстановятся и восстановится денежный поток от экспорта, то вслед вернется покупательский спрос. Если же нефтяные цены останутся на низком уровне достаточно долго, то это приведет к многолетней стагнации потребительского спроса. К сожалению, объективно спрогнозировать динамику нефтяных цен очень сложно, но можно вспомнить, что падение цен на нефть 85 и 86 годов, которое и привело, собственно говоря, к краху СССР, продлилось около 15 лет", — отметил Сергей Хестанов.
Читайте также:
Инна Новикова: Ответ на санкции — мера вынужденная, но правильная
Владимир Мантусов: Российские продукты должны быть дешевыми
Китайские овощи станут ядом для ЕС
Читайте последние новости на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.