Главный экономист Всемирного банка по России Биргит Ханзль озвучила рекомендации для России по выходу из кризиса, предложив греческий сценарий, который включал, в частности, снижение зарплат в госсекторе. Нужно ли России следовать по пути Греции, то есть сокращать расходы бюджета и брать займы в международных валютных фондах? Об этом рассказал в интервью Pravda.Ru заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им Плеханова, доктор экономических наук Руслан Дзарасов.
"Я категорически против этого. Это так называемая бюджетная экономия, которая вытекает из неолиберальной экономической парадигмы. Этот господствующий сегодня тип ортодоксии в экономической науке объясняет развитие, исключительно с точки зрения саморегулирующегося рыночного механизма, совершенно игнорируя тот факт, что реальный капитализм, который существует сегодня, это монополизированный экономический строй, в котором господствуют крупные корпорации и финансовые структуры. И это кризис, который сегодня мир переживает, основан на том, что эти монопольные структуры крупного западного капитала играют центральную роль в эксплуатации бедных стран", - отметил Руслан Дзарасов.
Эксперт подчеркнул, что из-за этой эксплуатации и получилось так, что терминах великого английского экономиста Кейнса, в мире в последние десятилетия создано очень большое количество новых производственных мощностей, а в мировых масштабах совокупный спрос отстает от совокупного предложения. "И теперь, когда этот кризис стал реальностью, ему пытаются противодействовать на основе неолиберальных представлений о том, что самое главное - это стабильность денежной системы. Мол, если будет низкая инфляция, то будет высокий экономический рост, капиталисты будут делать инвестиции. И один из способов обеспечить контроль над ценами - это всемерная экономия бюджетных средств для снижения дефицита государственного бюджета. В этих условиях задолженность перед международными финансовыми организациями, такими как МВФ, может обслуживаться, не прибегая к значительной эмиссии денег и, тем самым, избегая инфляции".
Руслан Дзарасов подчеркнул, что поскольку реальная причина кризиса состоит в упомянутом недостатке совокупного спроса в мировой экономике, то такой режим бюджетной экономии и всяческое подавление реальной заработной платы только усиливает эту болезнь, и Греция - это яркий тому пример. В этой стране не удалось создать никаких предпосылок к росту на основе рекомендаций МВФ. Она идет к экономической катастрофе и взрыву социального протеста.
Корреспондент Pravda.Ru попросил разъяснить слова Ханзль, которая говорила о макроэкономической стабильности, обеспечить которую, якобы, сейчас ключевая задача правительства России. Но макростабильность у нас присутствует, об этом постоянно говорит президент. В чем тут дело?
"Я думаю, что эта догма соблюдения стабильности денежного обращения и цен любой ценой вытекает из интересов финансового капитала, который господствует в современном мире. И стабильность цен, прежде всего, преследует цель обеспечить стабильность капитала крупных финансовых структур. И в России тоже хотят это практиковать. Наша стабильность, конечно, хрупкая, наша страна оказалась зависима от санкций и от падения цены на нефть, но все-таки ключ к тому, чтобы разрешить проблему нашей экономики не в том, чтобы и дальше сокращать бюджетные расходы, а в том, чтобы расширить как раз емкость внутреннего рынка, увеличить платежеспособность населения", - подчеркнул Руслан Дзарасов.
Эксперт отметил, что сейчас нашим банкам оказывают помощь - увеличивают их базовый капитал за счет государственных вложений (т.н. «докапитализация банков»). Эта мера, по его словам, была бы оправданна, если бы государство обусловило такую помощь банковской системе конкретными мерами, которые каждый банк должен принять для того, чтобы облегчить бремя заемщиков, и оказывать помощь конкретному банку в той мере, в какой он готов это сделать, для того чтобы государственная поддержка банковской системы превращалась в поддержку людей и предприятий. А путь, который предлагает МВФ, подчеркнул эксперт, испытан по всему миру, нигде не привел к успеху, и России надо от этого отходить.
"Комфортные условия для ведения бизнеса подразумевают не только стабилизацию валютного курса, но и открытость рынка труда" - заявила в своем выступлении Биргит Ханзль. Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, разве в России не открыт рынок труда и нет доступа к инфраструктуре?
"Обычно критикуют наш рынок труда с точки зрения низкой мобильности населения, хотя сегодня многие люди готовы сняться с места и поехать туда, где есть работа. Я думаю, что нужно вспомнить, что до кризиса наш крупный бизнес жаловался на то, что в нашей стране одновременно существует и некоторая безработица, и дефицит качественной рабочей силы. То есть наш рынок труда, прежде всего, не обеспечивает качественную рабочую силу в случае, если мы действительно начнем осуществлять модернизацию нашей экономики. Вот это главная проблема", - посетовал Руслан Дзарасов.
Эксперт отметил, что это зависит от образования "Советская система профтехобразования порушена, и кризис инженерной профессии связан с тем, что происходит деградация наиболее технологически развитых отраслей промышленности. Я бы на это обратил внимание, а не на то, что говорят эксперты МВФ. И вообще, главная претензия к нашей денежной политике должна быть не с точки зрения обеспечения стабильности финансового капитала, в течение многих лет денежная политика не обеспечивала денежной массой, прежде всего, обрабатывающую промышленность. И это привело к структурной деградации нашей экономики и сделало ее очень уязвимой и к внешним экономическим санкциям, и к падению цены на нефть. А это более важная проблема".
Читайте также:
Рубль в свободном плавании. Загадка скачка
Валерий Миронов: Рост цен на нефть укрепит рубль
Владимир Пантюшин: Решение Центробанка о валютном свопе скорректировало рубль
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.