Заведующий сектором экономической политики Института экономики РАН Владимир Волошин в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, смогут ли европейские страны добиться независимости от поставляемого из России природного газа.
— На фоне антироссийских санкций появляются новости о том, что Евросоюз совсем скоро добьется независимости от российского газа. Да и в целом, многое делается для того, чтобы ослабить влияние России как энергетической державы.
— ЕС уже давно стремился сократить зависимость от поставок российского газа, поскольку его доля в энергопотреблении составляет около 30 процентов. Особенно это важно Евросоюзу сейчас, когда обострились отношения с Украиной и вопросы транзита через нее.
В прошлом году Россия поставила через Украину около 83-85 млрд кубических метров газа. На ЕС идет примерно 50 процентов российского газа транзитом через Украину. Если говорить, например, о прошлом, эта зависимость от транзита газа была больше, примерно 70 процентов. Остальной газ шел через Белоруссию другими маршрутами.
Сейчас им удалось снизить транзитную зависимость от Украины, но пока не сильно удается снизить зависимость ЕС от России, хотя эта идея у них присутствует давно, и они у себя проводят политику энергосбережения, альтернативные источники энергии, и пытаются наладить импорт газа из других регионов. Из Африки, например.
Также ЕС получает газ из Норвегии, которая не является членом ЕС. В этой перспективе я не вижу возможности быстро переориентироваться на других поставщиков. Это требует времени, капиталовложений, и просто им не выгодно.
— Стало известно, что Украина заключила контракт с норвежской Statoil о поставке газа. Кроме того, объявлено, что первый рубеж строительства Трансадриатического газопровода преодолен. Готова ли Россия к таким изменениям на энергетической карте? Будем ли мы отвязывать экономику от энергетического сектора и усиливать производственную базу, или просто переключимся на азиатскую часть света?
— Контракт Украины со Statoil — это их дело. Мы же им в прошлом году около 26 кубометров поставили газа именно для Украины, но сейчас вы знаете, какие у них проблемы, связанные с оплатой российского газа, поэтому это их дело.
— Что касается Трансадриатического газопровода, который якобы будет запущен с 2020 года, не поднимается ли эта информация просто для того, чтобы устрашить "Газпром" и каким-то образом надавить на него?
— Да, такой газопровод предполагалось строить, поскольку страны Центральной Азии, бывшие страны Советского Союза — Туркмения или Пакистан — не имеют газа, особенно Туркмения. Они пытаются выйти на рынки ЕС, "Газпрому" это не выгодно, потому что, он монополист.
Об этих устремлениях этих стран известно давно, и мы тоже с ними пытаемся договариваться, потому что они развивают и восточные направления, и с Китаем, в частности, Дальний Восток строит газопроводы. Для России это не ново, каждая страна хочет укрепить свои конкурентные позиции, и это вполне понятно, и для этого они предпринимают усилия.
Думаю, что газопровода "Южный поток" вполне достаточно, чтобы обеспечить юго-восточную часть Европы, то есть страны, которые находятся на границе с бывшим Советским Союзом, и которые в значительной степени зависят от поставок газа.
Наша политика связана не только с ЕС, а также нацелена на Восток, об этом говорит договор о строительстве газопровода Сила Сибири, который был подписан в мае с Китаем.
Мы понимаем, что нам надо, если мы хотим укреплять конкурентные позиции в газовом секторе, надо развивать не только западный, но и восточный вектор сотрудничества, и предпринимать для этого усилия. И в ЕС тоже решается вопрос. Так что, тут все под контролем.
Читайте также:
Владимир Ревенков: Газа из Норвегии Украине не хватит
Зимой голодные украинцы сметут власти Киева
Украина в роли содержанки у ЕС
Читайте последние новости России на сегодня, 7 октября 2014 года
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.