Депутат Московской областной Думы, член комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Наталья Еремейцева рассказала корреспонденту Pravda.Ru о ежегодном повышении тарифов ЖКХ.
- Чем оправдано ежегодное повышение тарифов ЖКХ в России?
- Если брать тарифы на энергопоставки тепла и водоснабжения, тепло и горячей воды, то они больше обусловлены ростом отпускной цены на газ, которую устанавливает государство. Потому что, цена на газ растет неизмеримо больше, чем инфляция. То есть, большинство тарифов объясняют ростом инфляции, а это совсем другое. Здесь, в связи с вступлением в ВТО мы в течение определенного периода должны достичь внутренней цены на газ как в Европе. Поэтому, 15, 20, 30% рост идет в течение года. В свою очередь, рост цены на газ увеличивает несоразмерно с инфляцией рост тарифов на горячую воду и на теплоснабжение. Например, в Московской области, если взять 5 лет назад, то газовая составляющая в услуг теплоснабжения в среднем была 35%, а сейчас она доходит уже до 65%. То есть, растет очень высокими темпами. Это первая причина именно на эти виды услуг. Что касается текущего ремонта и содержания, то здесь они ссылаются в основном на рост инфляции, но по анализу текущей ситуации очень много жалоб в приемную депутата, то здесь иногда играет роль произвол управляющих компаний, которых поддерживает исполнительная власть и депутатский корпус от "Единой России". Например, у нас года 2 не сдерживали популистские тарифы по текущему ремонту и обслуживанию жилья, сейчас резко скакнули эти тарифы. Здесь трудно объяснить их рост. Особенно он получается очень высокий, когда граждане стали платить за общедомовые нужды, и по электричеству, и по другим услугам. Здесь есть другая причина роста - управляющие компании и ресурсодоставляющие организации, то есть, поставляющие электричество организации пытаются разложить на жильцов, на законных, послушных плательщиков квартплаты, очень большие долги других граждан, которые в большинстве случаев не в состоянии платить за коммунальные услуги, потому что, слишком маленький уровень доходов. Есть, конечно, и часть недобросовестных плательщиков, которые пофигисты, и они знают, что им ничего не отключат, что все у них будет в порядке, и они сознательно не платят квартплату. Вот это тенденция по обращению граждан ко мне в приемную сейчас превалирует. То есть, начисления очень высокие. Например, в 5-этажке сейчас берут за электроэнергию на общедомовые нужды по 500 рублей с квартиры, в среднем. К сожалению, управляющие организации идут по пути наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы расследовать почему такая потеря электроэнергии в доме, они просто перекладывают тяжесть оплаты на добросовестных плательщиков, на всех остальных. Это тоже очень серьезная причина.
- Злостный неплательщик в итоге оплачивает?
- Это тянется годами. Они оплачивают только по суду. Сейчас будут приняты некоторые меры в связи с этим, что им будет ограничено поступление электроэнергии только на два прибора, допустим, на лампочку и телевизор. То есть, им мощность будет ограничена. И может, мы уйдем от этим сверх огромных платежей и как-то это упорядочим. Но, пока граждане жалуются. Собираются так сделать, но когда это будет я не знаю. Прокуратура нам написала, что такое вводится.
- Отключение электроэнергии во всем доме из-за злостных неплательщиков законно?
- Нет, это не законно и граждане это доказывают. Потому что, есть ведь плательщики добросовестные и они страдают. Сейчас это одна из главных задач перед ЖКХ и вообще перед теми, кто занимается этой проблемой: это законодательно ввести какие-то санкции, даже на уровне Госдумы, против неплательщиков. Сделать это технически очень сложно, потому что устаревший жилой фонд, все друг на друге завязаны и общие системы водо- газоснабжения. но, все-таки такие попытки есть. Я думаю, что без этого просто захлебнуться. Но, я выступаю за то, что по нашей программе Компартии РФ четко говорить о том, что платежи должны быть не больше 10% от доходов семьи. Тогда количество неплательщиков резко сократится.
- С помощью каких лазеек в законе или хитростей, россиян чаще всего обманывают коммунальщики?
- Прежде всего, коммунальщики обманывают за счет того, что у нас не работает правоохранительная система. Потому что, например, граждане подают заявление в следственный комитет, что управляющая компания представила им недостоверную смету расходов по статье Текущий ремонт и содержание жилого дома. То есть, в таких благополучных домах количество собранных денег, как правило, в разы больше, чем те услуги, которые им предоставляет управляющая компания. Но, когда следственные органы начинают этим заниматься, дело затягивается, и доказать, что все сметы, отчеты были неправильные, в несколько раз завышенные акты работ, не представляется возможным, потому что, буксуют правоохранительные органы. У меня множество таких примеров и я все время поднимаю этот вопрос на заседаниях нашего комитета по ЖКХ Мособлдумы в присутствии ответственных лиц, заместителей министра, министра, комитета по тарифам, что без четкой работы правоохранительных органов доказать, что деньги разворовываются очень сложно. Здесь очень важно, что это, когда много управляющих компаний и каждая хочет заработать. Когда компании крупные, и особенно, муниципальные, здесь контроль провести можно, можно добиться того, что оплата услуг будут прозрачной, можно сделать очень много. А когда много управляющих компаний, мелких, естественно, им нужны деньги на аппарат, доход какой-то получить, и здесь они действуют очень недобросовестно. Но, уйти от таких компаний опять же сложно. Правоохранительные органы не хотят этим заниматься, у них убийства, наркоманы и т.д. А гражданам что делать, они добросовестно платят, но не получают услугу. Об этом говорю не только я, говорят и главы городов и инициативные группы граждан, что правоохранительная система в спорах между недобросовестной управляющей компанией и гражданами, всегда стоит на стороне недобросовестной управляющей компании.
- На что особенно следует обращать внимание, когда приходят счета? Что делать и куда обращаться, если сумма показалась Вам завышенной?
- У нас при Щелковском районе работает приемная, где прием ведет раз в неделю юрист ЖКХ, только по вопросам ЖКХ, потому что, у депутата очень большая нагрузка, причем законодательство меняется. Вот на днях было обнародовано заявление Красноярской областной думы по вопросам ЖКХ, и там были даны такие цифры, что в сфере ЖКХ около несколько тысяч нормативно-правовых актов. То есть, каждый год принимается не менее 10 законов в этой сфере и множество положений, инструкций. Поэтому, гражданам очень сложно разобраться. Куда они могут обращаться? Есть в области государственная структура комитета по тарифам и ценам, они могут туда обратиться. Они могут обратиться в различные общественные организации. У нас действует центр защиты прав потребителей. Могут обращаться к депутатам, они обязаны взять их платежку, обратиться к юристам, экономистам, чтобы посмотреть. Электронной версии нет, в каждом регионе вопросы решаются по-своему. У нас, например, создала Единая Россия такой комитет, центр. Они провели заседание у нас в городе, где очень много вопиющих проблем по ЖКХ, 2 года назад. записали 53 острых замечания, но они не были выполнены. Гражданам пообещали, что вопросы будут рассмотрены, но ничего рассмотрено не было. Именно из-за того, что в сфере ЖКХ существует такое огромное количество всяких нормативных документов и гражданам очень трудно разобраться. Конечно, тариф на поставку теплоснабжения завышен, потому что, не соблюдаются сами установленные законом правила начисления тарифов на тепловую энергию. У нас жители старых и новых домов - все платят одинаково, в общую копилку. Если граждане захотят в этом разобраться, они должны целый год заниматься сравнением, подсчетами. Сложно простому человеку разобраться. Особенно на фоне того, что президент говорит повышать один раз, а они все время повышают 2 раза в год вместо одного.
- На данный момент в случае, если вам приходят счет с ошибкой (не имеет значения, предумышленная она или нет), управляющие компании никакой ответственности не несут. Следует ли вводить штрафы в отношении управляющих компаний за неправильные счета в квитанциях ЖКХ, должны ли получать компенсацию граждане, как предлагает министерство строительства и ЖКХ?
- Это надо закон смотреть. Если у потребителя нарушены права, они могут обратиться в суд, и вся российская действительность заставляет их это делать. Но, если это не большая сумма гражданин просто откажется этого добиваться в суде. Если бы это было введено законодательно, обязательно они должны свою ошибку исправить. Но этого всего приходится добиваться в суде. И бесправие людей просто поражает.
- Как регулируется деятельность управляющих компаний, на которые по всей России регулярно поступают жалобы?
- Что такое управляющая компания - либо ООО, либо ЗАО, она регулируется законом о частных предприятиях, о предпринимательской деятельности. Их цель- получение прибыли. Поэтому, они стараются меньше потратиться, краску подешевле купить. Уловок, где они могут на чем-то сэкономить очень много, хаос в этой сфере. Второе, что могло бы упорядочить их работу, это отношение администрации. Наверное, есть добросовестная исполнительная власть, муниципалитеты, которые нашли нормальный алгоритм взаимодействия с управляющими компаниями. Но, к сожалению, в большинстве случаев мне приходится сталкиваться с тем, что, если жители предъявляют претензии к управляющей компании, то администрация, которая владеет в этом доме 20% квартир жилого фонда, то она, либо не принимает участие в этих собраниях, либо становится на сторону управляющей компании, а гражданам трудно собрать всех собственников, и получается, что решающую роль играет мнение одной администрации, которая имеет 20% этой собственности в доме. И, очень часто она во всем потакает управляющей компании. Здесь сразу возникает вопрос о коррупционной связи. Видно же, что компания не права, отсутствует здравый смысл, честность во взаимоотношениях, прозрачность, но почему-то, виноваты во всем жители, которые ходят, жалуются, а управляющая компания такая хорошая. Поэтому, я всемерно поддерживаю наше московское правительство, которое сейчас старается поднять рейтинг управляющих компаний, соревнования между ними проводит, поддерживает ассоциацию управляющих компаний, но на местах должны более жестко относиться к ним.
- Когда в январе 2014 года Владимир Путин потребовал навести порядок в ЖКХ, президент предложил коммунальщикам теснее сотрудничать с частным бизнесом, что сделано на сегодня, спустя полгода? Какие предложения есть у экспертов касательно требования президента?
- Большинство управляющих компаний это ЗАО и ОАО, это частный бизнес. А где президент видит у нас частный бизнес, который имеет возможность разбогатеть на этой сфере ЖКХ, она же убыточная. Частный бизнес сюда не особенно идет, да и государственный не видно. Сама сфера ЖКХ очень убыточна и из-за износа сетей, устаревшего оборудования и т.д. А с частным сектором сотрудничают, когда он в чем-то сделал прорыв, допустим, установил новую котельную, с немецким оборудованием. Учитывая, что КПД частного сектор намного выше и теплоэнергия намного дешевле, он все равно устанавливает цену, которая в среднем по району, и получается, что он себе приобретает огромную прибыль, а муниципалитет, и плательщик как платил такой тариф, так и платит. Получается, что не правильный посыл президента чаще обращаться к частому сектору.
Читайте также:
Александр Козлов о том, как бороться с завышенными счетами на оплату услуг ЖКХ
Дмитрий Гордеев: Тарифы на ЖКХ у нас изначально заниженные
Это повод: Жительница Ставрополя сменила имя, чтобы не платить коммунальные долги
Читайте последние новости на сегодня, 26 августа 2014 года
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.