Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач рассказал корреспонденту Pravda.Ru, является ли природный газ стратегическим оружием нашей страны.
— Глава "Газпрома" Алексей Миллер сокрушался на пресс- конференции в воскресение, что закачал бесплатно 11,5 млрд кубометров российского газа, тем самым поддержав украинскую экономику до весны. Это было политическое решение? В чем его долгосрочная выгода? Или это ошибка, с вашей точки зрения?
— Вокруг Украины сложилась сложная геополитическая ситуация, и российское руководство понимает, что при любой эскалации Москва будет обвинена в том, что зажимает украинцев. Поэтому, было сделано все максимально публично, прозрачно, несколько отсрочек оплаты с вовлечением европейских клиентов с письмами Европе с предложениями повлиять на Украину и т. д.
Это была осознанная уступка, гибкость, как выразился секретарь президента российским переговорщикам. Перевод на предоплату состоялся после того, когда стало понятно, что Украина довела переговоры. И нет никаких намеков на то, что в этом есть вина российской стороны. Это раз.
Во-вторых, есть технический момент. Скоро будет зима, и зимой для того, чтобы Украина была к ней готова нужно накачать хранилища. Мы понимаем, что у Украины нет на это денег, если бы она подошла к отопительному сезону с 6-7 млрд кубометрами газа, как это было на начало апреля, была бы катастрофа. Когда сейчас 14, это уже хоть какой-то люфт и возможность для некоего маневра в будущем. Газ поставлен на глазах у европейцев, и рано или поздно долг будет возвращен "Газпрому" через арбитраж или договоренности.
Стоит отметить здесь добрую волю "Газпрома" дать возможность Украине быть хоть как-то готовой к зиме, дать больше времени, не доводя до ситуации, когда Украина начнет отбирать газ из транзитного потока и доводить ситуацию до транзитной войны. Они вряд ли это оценят, но мне кажется, что Европа это оценила, и по реакции и поведению европейских властей в этом переговорном процессе мы видим, что они не могут повлиять на Украину, но оценили добрые жертвы со стороны России.
— Считаете ли вы, что газ — это стратегическое оружие России? Умело ли она им пользуется?
— Это стратегическое преимущество России. Если бы она хотела воспользоваться оружием, то прекратили бы поставки Украине еще в феврале, и тогда случился бы коллапс. Россия никогда не пользовалась газом, как оружием. Естественно, это инструмент дипломатии, но называть это оружием — глупо.
Наоборот, против России регулярно используются административные политические барьеры, в том числе в энергетической сфере.
Это видим по газопроводу OPAL, который не может выйти на проектную мощность, потому что европейская комиссия поставила абсурдные условия регулирования. С "Южным потоком" ситуация обратная, как раз-таки в отношении России используются такие методы.
Мы понимаем, что нужно искать компромисс, и понимаем, что и Россия, и Европа зависят от транзита через Украину. Но если Россия в части получения контрактов, выручки, то Европа в части получения газа. В какой-то степени мы являемся заложниками, поэтому не нужно рубить с плеча.
Читайте также:
У России есть оружие похлеще ядерного
Иван Грачев: Надежда Украины на деньги МВФ не оправдалась
Вениамин Вутянов: Газовый вопрос Украины один из главных в госдепе США
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.