Смогут ли российские авиастроители потеснить в России импортные самолеты и выйти со своей продукцией на китайский рынок Pravda.Ru рассказал председатель совета директоров ГК «Русская инженерная компания», один из разработчиков самолета ТУ-204 Сергей Исаков.
-Накануне в Китае "Объединенная авиастроительная корпорация" и китайская корпорация COMAC договорились о совместной работе по созданию пассажирского самолета. Что даст России сотрудничество с Китаем в сфере авиастроения? Что мешает нам осуществить прорыв в пассажирском авиастроении (наших самолетов почти нет в небе)?
-К сожалению, тот проект, который предложен, это, собственно говоря, модификация самолета Ил- 96. Этот проект не вполне соответствует современным реалиям, ему больше 20 лет, хотя в свое время он был очень хорош.
Если этот замысел все-таки реализуют, это тоже неплохо, однако назвать его прорывным я не могу. Думаю, что процессе дальнейших переговоров, которые последуют за визитом Путина в Китай, могут возникнуть и другие проекты, которые будут более современными и прорывными.
А Ил-96, на котором просто хотят сменить двигатель, это все тот же старый Ил-96, добротный, но устаревший самолет. Возможно, он еще соответствует критериям сегодняшнего дня, но никак уже не завтрашнего.
Само сотрудничество имеет перспективы, потому что Китай очень хочет стать авиастроительной державой, надеется создавать свою авиапромышленность.
И мы должны стать его первым партнером в этой области, тем более, что в части военной авиации нам есть что ему предложить, а также в том, что касается региональных самолетов.
Но тот проект, который Китаю предложил российский Минпром, вряд ли будет развиваться: у нас нет на данный момент своего двигателя такой тяги, который позволил бы сократить на Ил-96 количество двигателей с четырех до двух. Такие двигатели есть сейчас у американцев, но они не станут их продавать под российско-китайский проект. А есть ли смысл в том, чтобы просто перенести завод из Воронежа в Китай без существенной модернизации модели? Не думаю, что китайцев устроит такой вариант.
-В чем польза от этого сотрудничества, выгодно ли оно России?
Нам очень важно налаживать подобное сотрудничество с КНР, так как Китай является на данный момент самым быстроразвивающимся рынком. Сейчас для авиастроения главной задачей является даже не производство, а сбыт. А рынок авиаперевозок в Китае — один из самых быстрорастущих в мире, на втором или третьем месте после США. В любом случае, китайский рынок требует сейчас очень много новых самолетов — и суперсовременных, и средних, они в любом случае окупаются.
Я все-таки надеюсь на то, что Россия сможет предложить Китаю что-то интересное в этой области — у нас ведь есть пробивные проекты. Наш интеллектуальный вклад, технологии, плюс китайские инвестиции и сбыт, это должно устроить и китайцев, и нас.
-И сможет ли Россия в перспективе отказаться от привычных самолетов иностранных корпораций Boeing и Airbus в пользу техники собственного производства?
-Для реализации этих планов нужно приложить государственную волю. Если глава государства скажет, что Россия должна отказаться от закупок иностранных самолетов и все главные компоненты для военно-промышленного и авиационно-промышленного комплексов должны производится у нас. А в связи с последними событиями в мире мы должны перейти на импортозамещение всех деталей.
Я думаю, что это произойдет, уже были заседания военно-промышленной комиссии по этому поводу. Самый пессимистичный прогноз, что это может произойти через три года, самые оптимистичные — полтора года. И по двигателям, и по всем остальным компаниям. Самое сложное, конечно — двигатели и электроника, поэтому, хотя я думаю, что Россия в состоянии в ближайшие годы отказаться от импорта, и насытить рынок своим самолетами, но это не так просто и быстро можно сделать.
Дело в том, что заводов, выпускающих самолеты большими сериями у нас практически не осталось — один "Авиастар", который может при максимальной загрузке выпускать до 150 самолетов в год. Но и он находится в полуспящем, или, если называть своими именами, полукоматозном состоянии. Самарский завод, который в лучшие годы выпускал до ста самолетов в год, плюс мелкосерийные заводы. Все они могут выбросить на рынок около 200 современных российских самолетов. Это может оказать свое влияние на рынок, а лет через пять может и вытеснить импортные самолеты. У нас сейчас есть около тысячи активно летающих магистральных самолетов, так что можем потеснить "Боинги", была бы государственная воля.
Читайте также: Страна приказала - всем в небо!
Boeing в 2013 году поставил заказчикам рекордное количество самолетов
Украинское КБ им. Антонова запретило России обновление самолетов Ан-2
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.