Последний европейский газовый саммит в Болгарии и некоторые подарки от евробюрократии, в частности принятие «третьего энергетического пакета», который ставит препоны для полноценного выхода Газпрома на маленькие, но густонаселенные просторы Европы приводят к мысли о необходимости смены акцентов в энергетической политике концерна. Потому эта партия концерном, судя по всему, проиграна…
Нет смысла приводить все сказанное на саммите, тем более, что там, по традиции, больше говорили, нежели договаривались, однако некоторые уроки следует извлечь и вынести «наш ответ чемберлену» уже в ближайшее время. Попробуем сформулировать его с определенной долей условности, которая необходима для упрощения излишне усложненной темы.
Противостояние (которое принято называть энергодиалогом) между РФ и ЕС идет все последние годы. Оно занимает внимание публики, это, в принципе беспроигрышная тема практически для любого СМИ, а потому газовые вопросы постоянно и сознательно будируются на страницах, экранах и т.д. Вместе с тем, нетрудно заметить, что за последние годы ЕС, которая по факту зависит от российских газовых поставок, ни на йоту не сдала своих позиций, хотя некоторые тактические успехи Газпрома в виде покупки кое-каких активов и формировании пула заинтересованных лиц и инвесторов для продвигаемых проектов отрицать нельзя. На фоне объективного стратегического превосходства РФ, как единственного реального поставщика абсолютных объемов газа в Европу, результаты этого «диалога» выглядят более чем скромно. По большому счету их нет.
Если редуцировать эту ситуацию к любимому классиками так называемой рыночной экономики «свободному конкурентному рынку», то мы получим совершенно неприглядную ситуацию. Напротив торговца эксклюзивным и одновременно базовым для региона товаром стоит группа агрессивно настроенных покупателей, которая пытается диктовать цены, размахивает долгосрочными контрактами, требует проникновения на склад торговца для получения товара по оптовым ценам и заявляет, что в свои "многоквартирные дома" службу доставки товара эта группа пускать не намерена, оставляя доходы розничного распределения для себя, чтобы «не зависеть» от торговца.
Логика покупателей понятна, их действия определяются мотивами личной выгоды, а все разговоры о противодействии службе доставки торговца для «обеспечения безопасности и независимости» своих "многоквартирных домов" стоят лишь «гроша ломанного». Реальной энергонезависимости здесь нет, просто часть прибыли от продажи товара распределяется среди домоуправления, которое создает для владельцев квартир иллюзию безопасности, сам же товар в любом случае приобретается у торговца и поставляется конвейерным образом к «многоквартирным домам». Настоящую «безопасность» этой банде покупателей может предоставить только неограниченный доступ на оптовый склад продавца, то есть склад должен быть открыт, не охраняем или вовсе разрушен. Аналогии напрашиваются довольно прозрачные.
На типичном рынке торговец просто пошлет куда подальше таких покупателей, или вежливо попросит отойти от прилавка. Все равно они придут к нему… Но наш специфический торговец так увлечен «магией бабла» и специфическими свойствами собственного товара (а газ действительно очень специфичный товар), что он и не думает кого-то куда-то посылать. Ведь поставки со склада к покупателям осуществляется по «конвейеру». Остановка «конвейера» по любой причине приводит к серьезным потерям для склада. Поэтому торговец предлагает проложить (в том числе и за свои деньги) новые дороги-конвейеры к домам для службы доставки, которые будут огибать некоторые другие «дома», рассчитывая породить конкуренцию и сделать некоторых членов банды более сговорчивыми. Но будет ли таким образом создана система привилегированных покупателей, способная повлиять на других покупателей? Зачем вообще заигрывать с бандой обнаглевших перекупщиков?
Не проще ли прекратить все разговоры и официально объявить о том, что оптовый склад продавца переходит на другую систему работы. Автоматизированную, но не конвейерную. Отныне каждый покупатель получает не поток товаров по долгосрочному контракту, а порцию или совокупность порций. На выходе склада устанавливается специальный автомат, в случае с газом – это производства по сжижению природного газа. Как перекупщик доставит «фасованный товар» к своим многоквартирным домам и раздаст потребителям – это его проблемы. И очень серьезные с технологической точки зрения.
Спор вокруг преимуществ СПГ перед трубой и наоборот идут уже не первый год. Но последние тенденции в сфере СПГ все-таки склоняют ситуацию в пользу «порций», перед «потоком». А тенденции следующие: происходит сближение цен трубопроводного газа и сжиженного. «С середины 1990-х по сегодняшний день процесс сжижения упал в цене примерно на 40%, а к 2010 году, по расчетам специалистов, он потеряет еще 10% — и будет дешеветь дальше», - отмечает в своих материалах эксперты журнала «Энергия промышленного роста». На северных российских территориях из-за низких природных температур сжижение газа, по логике, должно стоить на порядок ниже чем в жарких Катаре или Индонезии.
Капитальные затраты на строительство СПГ-заводов также постоянно сокращаются, чего не скажешь о строительстве газопроводных систем, а уж тем более подводных систем вроде Южного или Северного потоков. В конце концов, у РФ имеется опыт подъема таких объектов в сотрудничестве с зарубежными компаниями и газ с сахалинского СПГ законтрактован на годы вперед. Ну и наконец, этот рынок является быстрорастущим. «В 2006 году объемы мировой торговли СПГ выросли до уровня более 211 млрд м3 в год (или свыше 28% от общего объема поставок газа), увеличившись с начала 1990-х более чем вдвое. К 2015 году, как считают эксперты, рынок СПГ вырастет еще вдвое, что будет обусловлено в первую очередь растущим спросом на газ со стороны США, Великобритании и стран Азиатско-Тихоокеанского региона — прежде всего Китая и Южной Кореи» - отмечает журнал «Энергия промышленного роста».
Газпром заявлял о планах построить СПГ-завод не только на Сахалине, но и в Мурманской области для гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Возведение еще одного СПГ-предприятия запланировано неподалеку от города Приморска на Балтике — Baltic LNG. Уж коли имеются такие планы – самое время пустить их в ход и заявить об отказе от строительства Северного и Южного потока. Становится все более очевидным, что поддерживая эти «потоки» Россия продолжает усиливать свою зависимость от всех имеющих хоть какое-то географическое отношение к этим газопроводам. Газпром проиграл «потоки», это следует признать во избежание страшных финансовых потерь, которые может повлечь дальнейшее участие концерна в этих проектах.
Для поставок сетевого газа есть старая система ГТС, состоянием которой следует озаботиться тем, кто хочет на ней зарабатывать. А для покрытия растущего потребления ЕС монополисту стоит использовать сжиженный газ, который в силу более четкого проявления товарных свойств является куда более удобным продуктом для торга с Европой, чем протяженные и уязвимые линии газопроводов. Смею предположить, что и торга особого не будет. Вопрос лишь в том, способен ли Газпром на принятие эффективных решений…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.