Однажды на каком-то дне рождения довелось услышать странное, на первый взгляд, пожелание виновника торжества самому себе: «Не дай бог дожить до такого возраста и состояния, когда стану в тягость своим детям...» Увы, в жизни нередко бывает как раз наоборот.
ДОЧЬ ЗА МАТЬ В ОТВЕТЕ
Впрочем, Гульнара Тагирова никогда не считала свою маму обузой. Хотя ее болезни постоянно выдергивали Гульнара Вахитовна из привычного ритма жизни. «Первый звонок» прозвенел, когда у мамы случился инфаркт. Дочь сразу же отправилась в район, где в то время жили родители. Узнав, что за больной нужен длительный уход, готова была уволиться с завода по ремонту двигателей – только бы быть рядом с родным человеком. Но на ЗРД тогда с пониманием отнеслись к ее беде и даже придумали хитроумную схему бесконечного продления отпуска за свой счет, который по тогдашнему КЗОТу не мог превышать 6-дневный срок. Как тут добрым словом не вспомнить советские времена, говорит по этому поводу Гульнара Вахитовна. С теплотой отзывается она и о районном враче, который на месяц задержался в больнице из-за ее мамы, хотя у него уже был в кармане железнодорожный билет...
«Второй звонок» прозвенел, когда уже после смерти отца маме поставили диагноз – болезнь Паркинсона. И четыре года назад уход за больным человеком составил практически смысл жизни Тагировой. Поверьте, это нелегкий удел: нужно не только вовремя кормить, давать лекарства и подносить судно, но еще постоянно быть начеку. Ведь при таком диагнозе человек периодически забывает, как подносить ложку ко рту и как ходить... А от лекарств бывают и психические отклонения...
«НАЙМИТЕ СИДЕЛКУ»
Прожив несколько лет в таком режиме Гульнара Вахитовна довела себя до такого истощения, что ей самой понадобилось медицинское обследование. Отлучиться же на 10 дней она могла лишь при условии, что ее мама будет под профессиональным присмотром. В прошлом году Тагировой в этом плане повезло – за определенную плату ей удалось поместить больную в Центр социального обслуживания. А в этом году, когда пришло сообщение с Украины: «Сестра находится после операции в тяжелом состоянии. Срочно приезжай», Гульнаре Вахитовне было отказано во временном устройстве больной в ЦСО. Объяснили это тем, что по положению в Центр принимаются только те пожилые люди, которые не утратили способности к самообслуживанью Тагировой же предложили найти сиделку по объявлению.
Совет вызвал у Гульнары Вахитовны недоумение: «Как человеку с улицы я могу доверить больную маму? И кто в таком случае гарантирует мне сохранность квартиры и имущества?» Однако, обзвонив все социальные учреждения города – геронтологический центр, госпиталь для ветеранов ВОВ (мама Тагировой – фронтовичка) и т. д., поняла: все-таки придется искать сиделку. Эту роль согласилась исполнить одна знакомая. Но из-за того что поиски сиделки затянулись, успела челнинка лишь... на похороны сестры. А вернувшись домой, застала женщину, оставшуюся ухаживать за больной, в отчаянии. «Если бы я знала, как будет трудно, то ни за какие деньги бы не согласилась», – призналась она. А для Гульнары Вахитовны эта «вахта» пожизненная.
ПЛЕЧО ГОСУДАРСТВА
«Я не отказываюсь от своей мамы. Я не собираюсь перекладывать свою ношу на чужие плечи, – повторяла она во время нашего разговора, – но в критических ситуациях я бы хотела ощущать поддержку государства. Ведь таких людей, ухаживающих за тяжелобольными родственниками, очень много. Приходится отлучаться из дома, а иногда просто необходимо отключиться от забот. Для таких случаев в других городах существуют интернаты, хосписы или другие учреждения такого типа. А в Челнах при наличии хорошо развитой сети социальных учреждений подобного нет. Хотябы можно было бы организовать при ЦСУ агентство по найму сиделок».
Действительно, Челнам есть чем похвастаться в плане учреждений социальной защиты, но все они ориентированы на дееспособных граждан. А вот подобия хосписа нет. Хотя, по мнению специалистов, он в городе крайне нужен.
В свое время была предпринята попытка создать подобное отделение в геронтологическом центре, но потом здесь сочли неэтичным совместное проживание пожилых людей и умирающих, тяжелобольных. Создавали хоспис и при психоневрологическом диспансере. Сюда на коммерческой основе принимали больных, которым в основном нужен уход, а не лечение. Однако это благое начинание у нас не прижилось. Во-первых, потому что к подобной коммерции тогда относились с подозрением. А во-вторых, такое дело, как организация хосписа, считают специалисты, требует серьезных финансовых вложений. По сути, это должно быть отдельное здание с большим штатом медицинского персонала. Ведь только пожилых людей с психическими отклонениями, нуждающихся в уходе, в Челнах 1,5 тысячи человек. А сколько еще других больных?
В общем, полагаю, что хоспис в Челнах обязательно появится. Ведь наши горожане имеют право не только на достойную жизнь, но и достойный уход из нее.
Эльвира МУХАМЕТДИНОВА, "Вечерние Челны"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.