Андрей Воробьев работает в Совете Федерации Федерального Собрания РФ с марта этого года. Как говорит сам, он представляет в сенате России, прежде всего, Республику Адыгея, Президента республики и Правительство РА. Экономист, бизнесмен, он уверен, что люди в нашей республике достойны лучшей жизни. Как политик знает, что любой путь к экономической независимости начинается с законодательства и четкого следования законам. С А.Ю.Воробьевым мы встретились сразу же после окончания VI объединенной сессии Парламента Адыгеи, на заседание которой он был приглашен. Опыт своего выступления перед депутатами Госсовета — Хасэ Республики Адыгея он не назвал удачным: в парламентском зале вдруг отключился свет, и он вынужден был прервать доклад. Однако согласился дать эксклюзивное интервью республиканской газете
— Депутаты республиканского Парламента пригласили Вас, чтобы познакомиться с Вашими деловыми качествами или услышать отчет о проделанной за эти месяцы работе?
— Моя основная задача как члена Совета Федерации, а я работаю там в Бюджетном комитете, — участие в законотворческой деятельности. При этом я должен, с одной стороны, ориентироваться на общефедеральные интересы, а с другой — принимать во внимание социально-экономические, политические и иные особенности нашей республики, которая выдвинула меня на этот пост.
Именно с этих позиций я рассматриваю вопросы, связанные с бюджетным устройством, межбюджетным регулированием и взаимоотношениями федерального и региональных бюджетов.
Для Адыгеи, которая является высокодотационным субъектом Российской Федерации, вопросы межбюджетных отношений весьма актуальны. Этим я занимаюсь конкретно, но отчитываться, как вы понимаете, должен, прежде всего, перед Президентом республики.
— Какие задачи совместными усилиями должны решаться на федеральном уровне?
— Прежде всего — реализация федеральных целевых программ.
Республиканские министерства обращались к нам по вопросу финансирования в текущем году из федерального бюджета своих программных мероприятий, а также включения тех или иных объектов в федеральный бюджет 2003 года. Было установлено, что одной из причин задержек финансирования объектов культуры, здравоохранения и других в текущем году в ряде случаев стало несвоевременное заключение государственных контрактов между федеральным министерством и Правительством Республики Адыгея. Я со своим аппаратом подключился к этой работе, и контракты по линии Минэкономразвития России и Минкультуры России были заключены. Финансирование было открыто.
Одним из важнейших условий выделения средств федерального бюджета на реализацию программных мероприятий является софинанирование программ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. К сожалению, это условие в республике выполняется не всегда. Ответственные сотрудники Минэкономразвития России (М.Циканов, Н.Резванов) неоднократно на совещаниях различного уровня отмечали неудовлетворительное положение, которое сложилось с финансированием программы «Юг России». По данным Минэкономразвития России, на 1 октября 2002 г. на реализацию программных мероприятий из бюджета Республики Адыгея был выделен 1 млн. рублей, а из внебюджетных источников — 44 млн. рублей при плановых показателях 106 млн. рублей и 500 млн. рублей соответственно. Из федерального бюджета Республике Адыгея выделено свыше 83 млн. рублей из предусмотренных 100 млн. рублей. Это необходимо учитывать в процессе принятия и исполнения республиканского бюджета 2003 года.
— Какие конкретные вопросы удалось решить в республике с помощью федерального центра в этом году?
— По линии Минтруда Адыгеи, к примеру, в оздоровительных лагерях отдохнули 41 000 детей, что на 19099 детей больше, чем было предусмотрено планом, утвержденным Правительством Республики Адыгея в начале года. Отмечу, что Министерство и органы социальной защиты городов и районов сконцентрировали свои усилия на организации отдыха и оздоровлении детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства. В
2002 году была оказана помощь 25714 детям, состоящим на учете в органах социальной защиты и нуждающимся в оздоровлении.
Увеличение объема помощи по оздоровлению детей из социально незащищенных категорий семей удалось осуществить благодаря дополнительному финансированию из федерального бюджета. Эта помощь была выделена благодаря своевременной и достаточно аргументированной работе с Минтруда России при активном участии Минтруда республики.
По линии Минсельхоза Адыгеи. При проведении Правительством Российской Федерации интервенций по закупке зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей были учтены интересы Республики Адыгея. Заявка — 80 тыс. т зерна III категории.
По линии Управления автомобильных дорог РА (Адыгеяавтодор). В настоящее время прорабатывается вопрос о разработке программы организации транзитного движения через Майкоп на 2003 — 2005 годы, а также строительства автомобильных дорог федерального значения в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы».
По линии Минфина Адыгеи. Продолжающаяся реформа межбюджетных отношений и существенное изменение подходов к формированию и распределению финансовой помощи бюджетам других уровней потребует от нас значительной активизации работы в рамках рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации, членом которой я являюсь. Хочу подчеркнуть, что решение всех вышеперечисленных задач было бы невозможно без создания команды специалистов, которые смогли квалифицированно и эффективно представлять интересы Республики Адыгея на федеральном уровне.
Я рассматриваю интеллектуальный кадровый потенциал как один из факторов развития экономики республики, и потому укомплектовал свой аппарат специалистами, имеющими опыт работы в области региональной, бюджетной и инвестиционной политики.
— Для того, чтобы вывести республику на новый уровень развития, необходимо точно знать, в каком экономическом состоянии она находится сегодня. Проводился ли соответствующий мониторинг?
— Адыгея является высокодотационным регионом, который входит в группу регионов с низким уровнем развития. В 2001 году по уровню социально-экономического развития она занимала 63-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Это обусловлено затяжным спадом промышленного производства, наблюдавшимся в 1990 — 1999 годах, когда объем промышленного производства снизился в среднем на 57 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. В сельском хозяйстве снижение составило 50 — 90 процентов по различным направлениям.
С точки зрения инвестиционной привлекательности Республика Адыгея, наряду с Кабардино-Балкарией, Северной Осетией и Дагестаном, входит в группу регионов, имеющих средние для Южного федерального округа значения инвестиционного потенциала и риска.
Адыгея занимает 72-е место в рейтинге инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации, рассчитанном на основании восьми рангов: трудового, потребительского, инфраструктурного, производственного, инновационного, финансового, институционального, природно-ресурсного. (Дагестан — 57-е место, Северная Осетия — 61-е, Кабардино-Балкария — 64-е).
Тем более приятно отметить относительно благополучный ранг инвестиционного риска, которым характеризуется наша республика. По этому показателю она занимает 24-е место в рейтинге регионов России. (Северная Осетия — 30-е, Кабардино-Балкария — 35-е, Дагестан — 87-е).
Все это свидетельствует о том, что для Республики Адыгея одной из наиболее актуальных задач является повышение ее инвестиционной привлекательности.
Я предлагаю некоторые мероприятия, реализация которых будет способствовать повышению уровня жизни населения республики.
— Какие конкретно?
— Повышение уровня социально-экономического развития возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством и создания условий для уменьшения зависимости от федерального бюджета. При этом основной целью деятельности органов государственной власти республики должно быть обеспечение экономического роста, финансовой стабилизации и, в конечном итоге, — переход к самофинансированию и самообеспечению.
С первого взгляда можно выделить несколько «точек роста». Это — подъем сельскохозяйственного производства, поддержка предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, развитие туризма.
Я считаю, что выбор наиболее эффективного, сбалансированного пути социально-экономического развития республики, на основе детального анализа существующей ситуации во всех отраслях экономики и социальной сферы, может быть осуществлен в рамках Программы социально-экономического развития Республики Адыгея на среднесрочную перспективу. В этом вопросе мы находим поддержку Минэкономразвития России, а также ученых, занимающихся вопросами региональной экономики и территориального развития.
В ходе разработки программы должны быть проработаны механизмы ее реализации, включая источники финансовых средств, а также необходимые изменения в законодательстве республики.
— Как ее можно реализовать?
— Достижение существенного экономического роста возможно только при осуществлении масштабных инвестиций и одновременном повышении эффективности капиталовложений. Источником этих средств могут стать только частные инвестиции, которые, как вы знаете, очень чувствительны к условиям ведения бизнеса.
Таким образом, на первый план выходит проблема формирования благоприятного делового климата. В первую очередь речь идет о формировании законодательной и нормативной правовой базы осуществления экономической деятельности. Разработка законодательно-правового механизма защиты частных инвесторов должна включать введение законодательной и фактически реализуемой ответственности за нарушение прав акционеров (кредиторов).
Проведенный нами анализ регионального законодательства субъектов Юга России выявил две тенденции. С одной стороны, в ряде регионов (Карачаево-Черкесия, Ингушетия) инвестиционное законодательство вовремя не корректируется и отстает по ряду позиций от общефедерального. С другой стороны, кое-где отмечается излишняя законодательно утвержденная регламентация деятельности инвесторов, что сдерживает их активность.
Однако в некоторых регионах уже есть и положительный опыт. В Ростовской области в соответствии с концепцией инвестиционной политики за последние три года принят ряд областных законов: «О поддержке инвестиционной деятельности в Ростовской области», «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», «О бюджете развития Ростовской области».
Чтобы не совершать ошибок, Адыгее необходимо учесть как положительный, так и отрицательный опыт. Это позволит свести к минимуму возникающие конфликты между властью и инвесторами.
Обеспечение политической стабильности, создание института обеспечения кредитов в реальный сектор на основе развития рынка земли и недвижимости, института ипотеки, использование бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования, повышение открытости предприятий инвесторами, либерализация экономической политики и развитие частного бизнеса — все это сработает на рост благосостояния и социальный климат в республике.
— Слово «бизнес» у многих вызывает не совсем положительные эмоции...
— Стабилизация и улучшение социально-экономической ситуации невозможны без активного участия бизнеса в экономической жизни республики. В связи с этим я бы предложил создание при Президенте или Правительстве Республики Адыгея Экономического совета. В состав этого Совета могли бы войти представители органов исполнительной власти республики, депутаты Государственного Совета, представители общественности, деловых и научных кругов.
Есть и еще одна стратегически важная задача — это реформирование бюджетного процесса. Оно включает повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, обеспечение прозрачности бюджетного процесса для органов законодательной власти республики, органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, населения, инвесторов и кредиторов, создание объективной и прозрачной системы распределения финансовой помощи местным бюджетам.
И власть, и жители республики должны знать, как и на что тратятся бюджетные деньги!
— Вы бизнесмен, экономист или все же политик?
— Сегодня моей первостепенной задачей является достойное представление интересов республики на федеральном уровне — в Совете Федерации, в Правительстве Российской Федерации, федеральных министерствах и ведомствах. Политическая деятельность отошла на второй план, только в рамках, необходимых для развития экономики республики. Тем не менее, хочу поделиться своим отношением к некоторым федеральным законам, которые недавно рассматривались Советом Федерации.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 26 июня 2002 г. (был одобрен Советом Федерации ФС Российской Федерации 10 июля 2002 г.).
Уверен, что этот закон является одним из базовых, и в то же время наиболее значимых законодательных актов Российской Федерации. Он направлен на регулирование отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Необходимость его принятия была определена Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что в ходе работы над этим законом была создана трехсторонняя рабочая группа, которой удалось снять самые острые вопросы и противоречия и найти компромиссные, приемлемые для всех решения.
За его одобрение проголосовало 126 членов Совета Федерации (и я в том числе), против — 14, воздержались 6 человек.
Считаю важным и Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Он предусматривает установление запрета на инициирование федеральных референдумов в период федеральных избирательных кампаний, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
О чем идет речь? В соответствии с Конституцией Российской Федерации референдум и свободные выборы — это две формы непосредственной демократии. Каждая из них имеет собственное предназначение, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других.
За одобрение этого закона проголосовал 151 член Совета Федерации, против — 11, воздержались — 3. Я также голосовал за этот закон, потому как считаю, что в период начавшейся экономической стабилизации его принятие чрезвычайно важно.
Отмечу и проект Федерального закона «О внесении изменения и дополнения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 30 октября 2002 года. Отклонен Советом Федерации. Он устанавливал право органов местного самоуправления разрешать в виде исключения при наличии особых обстоятельств вступление в брак лицам в возрасте от 14 до 16 лет. Однако исключительные случаи и уважительные причины, при которых дается разрешение на регистрацию брака, определены не были.
У меня лично вызывает сомнение, хватит ли у несовершеннолетнего человека физической, психической и интеллектуальной зрелости, а также экономических условий для содержания семьи и детей.
Вот и решайте, кто я — бизнесмен или политик. А вашим читателям хочу пожелать здоровья и процветания. И для этого я готов сделать все, что от меня зависит.
Е. Космачева
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.