Совсем недавно в Златоусте произошел страшный, невероятный случай. На похоронах погибшего в "горячей точке" солдата стало плохо женщине, чей сын в это время служил в Чечне. У нее было больное сердце — оно и не выдержало сострадания и беспокойства за кровное дитя, остановилось, когда женщине пытались помочь. Сын, вызванный телеграммой, пришел, убитый горем, к матери на кладбище, а к отцу — в больницу, куда тот слег от переживаний. Вскоре на больничную койку угодил и сам...
- Сердце матери не вместило беды, которую несет россиянам война в Чечне, разорвалось, — закончила рассказ об этом несчастье председатель комитета солдатских матерей, депутат городского Собрания Людмила Тяптина. — Болят сердца за безусых юношей, сражающихся с матерыми бандитами, не только у их матерей. Стремятся поддержать несущих опасную службу и те, кто потерял своих сыновей на горячих рубежах нашей страны. У нас в Златоусте среди таких выделю Шумилову.
Нина Петровна, мать погибшего в Чечне солдата, вместе с ветеранами и инвалидами современных войн из организации "Арсенал-32" уже трижды ездила в мятежную республику. Наряду с "гуманитаркой", письмами и посылками от родных передавала воинам-землякам подарки от детей и послания девчат, желающих переписываться с ними. Детские поделки и рисунки обрадованные бойцы вывешивают у входа в палатки, веря, что эти обереги с Родины защитят их. Из Чечни солдатская мать привозила горячие приветы и конверты со штемпелем войсковых частей, фотографии солдат, снятых собственным фотоаппаратом, чем неописуемо радовала их родственников, живущих от весточки до весточки. Ночевала нередко в палатках, разделяя полевой, плохо обустроенный быт с уральскими парнями, отогревая их соскучившиеся по дому души рассказами о родном крае. По возвращении решала проблемы с родителями или девушками, многие с ней делились, как с самым близким человеком, как с мамой.
До этих коллективных поездок Шумилова побывала во Владикавказе. Еще когда ее сын Анатолий служил там. Пробившуюся в часть мать солдата на машине привезли к боевым позициям.
- Толя нес дежурство, стоя в плащ-палатке под проливным дождем, — вспоминает она последнюю встречу с сыном. — Улыбался, а глаза были грустные-грустные.
Отличник военной подготовки отказался от предложения продолжить службу в "учебке" на Урале. Когда набирали добровольцев в Чечню, он из дислоцируемой в Ингушетии части в числе немногих отправился на войну. Был сапером. Погиб в Грозном в январе 1995-го, когда сотни российских солдат в качестве "пушечного мяса" угодили в мясорубку непродуманного штурма.
Толю до сих пор вспоминают в школе и в техникуме, где он учился. Его товарищи по учебе каждый год в день его рождения приходят на кладбище с цветами. Когда на многочисленных встречах с молодежью у Нины Петровны спрашивают, каким был ее младший сын, она коротко отвечает: обычным парнем, но c твердыми понятиями о долге и достоинстве, отзывчивым и ответственным за тех, с кем оказывался рядом. В свой последний день, перебегая обстреливаемую из миномета улицу, пропустил вперед солдат-новичков. Они остались живы.
Справиться с горем, а затем и стать мамой для многих "чеченцев" Шумиловой помогли бывшие воины из "Арсенала-32". 8 Марта они пришли домой к ней с роскошными розами, сказав, что это — подарок от Анатолия.
- Цветами и нужными мне тогда словами так растрогали меня, доставили такую радость, что я сразу полюбила этих замечательных ребят, — говорит ставшая для них вскоре "мамулей" Нина Петровна. — Когда бываю у них в офисе, неизменно встречаю сыновний прием.
Вместе со златоустовскими представителями межрегионального союза "Арсенал-32" Нина Шумилова ездила не только в Чечню, но и по городам Урала с презентацией лазерного диска фронтовых песен "Чечня в огне".
Бывшие участники и инвалиды локальных конфликтов морально и материально поддержали "маму Нину", когда не так давно умер ее муж Иван.
Другую жизненную опору солдатская мать нашла в церкви. На все службы ходить ей не удается, но на просьбы настоятеля к прихожанам откликается сердцем. Мыла вместе с другими окна, дежурила ночью. А призыв любовь к ближним подкрепить реальными делами в больнице восприняла как предназначение свыше. Как своеобразное восполнение пробела в трудовой деятельности, прерванной преждевременным уходом на пенсию.
Работала дежурным по парку на станции Златоуст. Извещение о гибели Толи пришло, когда до заслуженного отдыха оставался год. Предлагали доработать, чтобы не потерять полагающиеся ветеранам ЮУЖД вознаграждения и прибавки к пенсии. Отказалась, учитывая свое состояние, из-за которого могли пострадать связанные с ней по работе люди.
Священник благословил ухаживать за больными, приходя в клинику хотя бы раз в неделю. Нина Петровна как сестра милосердия работает там безвозмездно каждый день с утра до обеда.
- Тяжелобольным нужен постоянный уход, который родственники не всегда могут обеспечить, — говорит она. — А у меня свободного времени предостаточно, вот и провожу его с пользой для других и себя. Мне эта работа нужна самой не меньше, так как укрепляюсь духом, черпаю в ней жизненную энергию.
А силы Шумиловой нужны, по ее словам, чтобы с неменьшей отдачей продолжать быть мамой. Как для двоих своих старших сыновей, так и для уральских "чеченцев", которые ждут вестей и поддержки из родных мест. И еще — чтобы доносить до молодежи правду о той стороне войны в Чечне, которую редко показывают по телевизору, рассказывать о мужестве и подвигах российских парней, не уклонившихся от гражданского долга.
Когда она лежала в больнице с больным сердцем, связала 11 пар рукавиц для солдат. Вязала и думала о том, как согреют они мерзнущие в холода руки парней, стоящих в карауле, идущих в атаку. Вязала как для собственных сыновей. И эта работа, и эти думы с любовью помогли заглушить недуг.
Валерий ЕРЕМИН, "Челябинский рабочий"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.