"Мать Героя? Ну и что?" —

Эту фразу услышала жительница села Прасковея в чиновных кабинетах

Буденновский гарнизон, включающий в себя 205-ю мотострелковую бригаду, два летных полка и ряд других военных частей, — гарнизон воюющий. Скоро уж десять лет, как на территории Чечни нет мира. За это время только в бригаде потеряли более 400 человек. Немало погибших и среди летного состава. Подвиги сотен солдат и офицеров отмечены орденами и медалями. На традиционных военных парадах горожане с восхищением и гордостью смотрят на идущих в строю офицеров с Золотыми Звездами Героев России на парадных мундирах. Если бы удалось поставить в единый ряд всех военнослужащих гарнизона, удостоенных этого звания, картина была бы впечатляющей. К сожалению, сделать это никогда не удастся. Многие из них награждены Золотыми Звездами Героев посмертно.

Среди них и простой прасковейский парень Алексей Мороховец, погибший в Чечне в 1999 году. Золотую Звезду получала его мама — Лидия Васильевна. Происходило это в День Победы на центральной городской площади, где она впервые после похорон Алексея увидела столько людей. Награду вручали приехавшие из штаба СКВО генералы. Присутствовавшие на церемонии удивлялись мужеству сельской женщины, потерявшей за полгода до гибели сына его отца — своего мужа. Единственной опорой и смыслом ее жизни оставался подрастающий младший сын Сергей, в судьбе которого высокие чиновники обещали принять самое действенное участие.

Лидии Васильевне, стоявшей в генеральском окружении, в это верилось, и от сочувственных слов она с трудом сдерживала слезы.

Могла ли она тогда предполагать, что многое из сказанного — лишь набор пустых фраз, абсолютно ни к чему не обязывающих?

Справедливости ради следует отметить, что земляки чтут подвиг своего односельчанина. Именем Алексея Мороховца названа школа, в которой он учился. В парке открыта мемориальная доска, и в настоящее время глава сельской администрации Александр Влащенко добивается установки в Прасковее бюста погибшего Героя России. Ведется сбор экспонатов для сельского музея, на стендах которого будет отображена его короткая, но яркая жизнь. На ближайшей сессии совета сельские депутаты намерены рассмотреть вопрос о переименовании в его честь одной из улиц села.

В память о старшем брате Сергей Мороховец решил стать военным и после окончания девятого класса поехал поступать в Суворовское училище. Вместе с ним отправилась и Лидия Васильевна, приободренная заверениями генералов, что проблем с поступлением не будет и брат Героя России обязательно станет суворовцем.

Не тут-то было. Вернувшись домой, она с обидой рассказывала главе сельской администрации, что столкнулась с абсолютным равнодушием: никто за нее, точнее за ее сына, не хлопотал, кто-то что-то напутал, забыл сделать, и мечта Сергея оказалась несбыточной. Но больше всего ее поразило отношение людей. Ей не раз приходилось слышать: "Мать Героя? Ну и что?".

Сейчас Лидию Васильевну одолевают новые заботы и тревоги. Сергей заканчивает школу и твердо намерен поступать в военное училище. Есть ли у него шансы? В военном комиссариате мне пояснили, что по разнарядке получено всего одно место, хотя желающих стать курсантами довольно много. В прошлом году на место претендовали 46 человек. Пожалуй, не меньше будет и в нынешнем году. Военный комиссар полковник Сергей Ткачев заверил, что со своей стороны сделает все возможное, чтобы Сергей Мороховец мог осуществить свою мечту. Это будет хорошим примером и для призывников, ведь у Сергея есть право не служить в армии, тем не менее служить он очень хочет.

Единственным помощником и союзником матери Героя стал глава сельской администрации А. Влащенко, который ходит по кабинетам, пишет письма, теребит высоких лиц, добивается, чтобы Сергей смог осуществить свою мечту, чтобы женщина, потерявшая сына, могла почувствовать, что государство помнит о его подвиге.

Быть ли Сергею курсантом военного училища? Сегодня это зависит не только от него. Зная о нравах, царящих в приемных комиссиях, Лидия Васильевна решила было продать машину, чтобы иметь какие-то деньги, но А. Влащенко убедил ее, что место для брата Героя России в военном училище нельзя покупать. Нельзя срамить его память.

И это правильно. Многие матери, потеряв одного сына, не хотят, чтобы и второй надел военную форму. А Лидия Васильевна дает на это свое благословение, и хотелось бы надеяться, что она в очередной раз не услышит: "Мать Героя? Ну и что?".

Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО,

"Ставропольская правда".

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить