Его приглашали на высокие должности в Москве, в Главном штабе Военно-Морского флота. Согласись он тогда, может быть, главкомом был бы сейчас... Его имя известно всем флотским офицерам России. Если сложить все материалы в прессе, опубликованные о нем, получится... в общем, повыше маяка будет. Только "ПРАВДА.Ру" писала об этом человеке, вице-адмирале Николае Пахомове трижды за последний год. Сегодня — последний день его службы на флоте, которому он отдал три с лишним десятилетия жизни. Адмирал уходит сегодня в запас...
Адмирал покидает мостик
Тогда у командира Беломорской военно-морской базы вице-адмирала Николая Павловича Пахомова юыл своеобразный день открытых дверей... Не потому, что на этот день выпало так много значимых дат -- Благовещение, Всемирный День здоровья, Международный день освобождения узников фашистских лагерей, наконец, -- День памяти погибших подводников. 7 апреля 1989 года ушла на дно подлодка "Комсомолец". В тот день 14 лет назад капитан первого ранга Н.П. Пахомов в кабинете заместителя главкома ВМФ СССР И.М. Капитанца тщетно пытался отказаться от назначения начальником штаба Беломорской ВМБ. "Меня, боевого офицера-подводника, на какую-то базу!" -- с обидой говорил он. С тех пор много воды утекло и Северодвинск незнакомый прежде город стал родным. И вот 7 апреля 2003 года вице-адмирал Пахомов принимает поздравления по случаю своего 55-летия, которое совпало с последним днем службы в Военно-Морском флоте России. Вот-вот должен прийти указ президента РФ, который изменит командный состав Беломорской Военно-Морской базы.
-- О вас ходят легенды, Николай Павлович. Например, при переговорах с индийской стороной о передаче крейсера "Адмирал Горшков", вы сказали фразу, повлиявшую на ситуацию, мол уйду в отставку, создам фонд сохранения корабля для российского флота. Эти слова якобы убедили представителей Индии в том, что крейсер им надо покупать.
-- Это, конечно, легенды. Хотя свою позицию никогда не скрываю. Выступая недавно на международном семинаре МАГАТЭ, напомнил, что в серии многоцелевых есть еще совсем молодые корабли. И они нужны России, как и титановая АПЛ "Барракуда", за сохранение которой флоту бьется ее генеральный конструктор Кваша. Отремонтировать лодку дешевле, чем построить новую. Да и авианосец "Адмирал Горшков" не был бы лишним в боевом строю. Выйдет же когда-нибудь наша страна из экономического кризиса... И на переговорах с индийцами, китайцами, иранцами, европейцами говорю о вещах прозаических, но понятных специалистам. Здесь, в Северодвинске созданы все условия для строительства, испытания кораблей любого класса. Одно дело, когда это делегации иноземных стран слышат от гражданских, у них коммерческий интерес, и совсем другое, -- от военного моряка, который ценит прежде всего оперативное преимущество. Поэтому, мои выступления дают понять, что получить в партнеры северодвинских кораблестроителей -- значит вытянуть золотой билет.
-- Что для вас цифра 55, или она уже ничто по сравнению с 50-ю?
-- 50 -- я воспринял как полдень. В 55 начинает смеркаться. Тянет к созерзанию, осмыслению жизни, Там, ближе к горизонту, может и мудрость придет.
-- И что же созерцается?
-- Я живу сейчас на Яграх, служебную квартиру на ул. Гагарина передал своему преемнику. Окна выходят на море -- квартира продуваема со всех сторон. И по ночам прохладно. Однажды, чтобы согреться, накинул шинель поверх одеяла и вспомнил, как 32 года назад, вот также согревался в гостинице в Полярном. Тогда шинель тоже была с двумя звездочками, только маленькими, лейтенантскими. И вся долгая флотская служба уложилась в несколько этапов: командир подводной лодки, в 36 лет -- командир бригады из десяти подлодок. Это можно сказать офицерская молодость с морскими походами длительностью от шести до 22 месяцев, и зрелый период -- командование Беломорской ВМБ.
-- С какими чувствами уходите, Николай Павлович?
-- Переживаю очень непривычное состояние. Главком Владимир Куроедов настаивал, чтобы я остался. "Ты нужен флоту, — убеждал.-- Через год вместе уйдем." У нас с Куроедовым дни рождения выпали на 7-е число. У него на Рождество, у меня -- на Благовещение. Предлагает остаться в строю и командующий Северным флотом Геннадий Сучков. Мы ведь с ним плечом к плечу прослужили 30 лет. Я пришел в Полярный, когда он был старшим лейтенантом. Потом с небольшим моим опережением назначались командирами лодок, бригад, учились в Академии... Но я следую принципу: уходя-уходи. Зачем тянуть -- год, полгода, месяц... За годы службы пережил и пик развития российского флота, и его упадок. Начинал, когда в море было тесно от кораблей. А какие испытания выпали на 1994-1998 годы! Зарплату офицерам не платили. На поддержку шли деньги, которые зарабатывал ансамбль "Северное сияние". Спасибо директорам заводов Д.Г. Пашаеву и Н.Я. Калистратову -- помогали, чем могли. Бывало, от Пашаева в багажнике машины привозили мешок с сахаром, чтобы утром матросы могли попить чаю. Да ведь и предприятия держались на собственном запасе прочности. Остановилось строительство кораблей. Флот поддерживался только судоремонтом. Испытываешь горечь, что могут быть утрачены бесценный опыт кораблестроения, кадры... Сегодня, впрочем, есть приметы возрождения. В 2002 году Севмаш вернул ВМФ "Акулу", модернизируется другая АПЛ этого класса. Это стало возможным благодаря государственной позиции Д.Г. Пашаева, его настойчивости. Четыре корабля вывела "Звездочка". Среди них и подводная лодка для индийских ВМС. В этом году предприятие закончит ремонт "Бесстрашного" - пилотный проект. Единственный эсминец из серии себе подобных будет на вооружении Северного Флота.
-- Значит, есть надежда на возрождение?
-- Я бы сказал, уверенность в то, что флот будет жить, а Северодвинск преодолеет затянувшуюся полосу кризиса. Наверное, я мог бы сделать больше, чем сумел. И оставляю своим преемникам несвершенное. К примеру, не удалось поправить ситуацию с базой жидкого топлива 1942 года постройки. Она -- головная боль экологов. Топливо уходит в песок и в море. Кому только не докладывал о ее состоянии и не показывал это сооружение: начальнику тыла Вооруженных Сил России, заместителю министра обороны по строительству. Единственный вариант, который открывает хоть какую-то перспективу в нашей ситуации -- строительство перегрузочного терминала компанией "Лукойл". Ведь при нынешнем сокращении флота, количества вспомогательных судов порт практически задействован на пять процентов, пустуют деревянные причалы, оборудованные в те же военные годы. Для ВМБ построят склад по ее потребностям. "Татнефть" собирается строить перегрузочный терминал на Яграх. Можно создать АО "Порт" и использовать географическое положение города ему же на пользу. Появятся рабочие места, пойдут налоги в бюджет. Думаю, что немалые.
-- Кому оставляете Беломорскую базу?
-- Есть надежная смена. Олег Александрович Трегубов, первый заместитель начальника штаба флота, назначен сюда с временным понижением для того, чтобы войти в курс дела. Подводник, командовал дивизией БДРМов. Ему будет легче найти общий язык с директорами предприятий, они у нас подводники по духу и по восприятию мира. На вакантную должность начальника штаба был выбор из двух комбригов: С.Н. Баранникова и Л.А. Суханова. Оба достойны. Предпочтение отдано Баранникову, потому что он -- профессионал-подводник. А это главная составляющая нашего ВМФ. Тем более в Северодвинске, который я считаю основой возрождения флота России.
-- Ну, а чем будете заниматься вы?
-- Шесть лет назад министерство обороны выделило мне квартиру в Анапе. Надо же мне когда-то свить семейное гнездо. Семья моя более 30 лет жила на северах в служебных квартирах. Уже отправилась по новому месту жительства в Анапу жена. Дочь перевелась на второй курс мединститута в Краснодар. У "Звездочки" в Анапе есть база отдыха. Ее возглавлял А.А. Меньшиков, который вышел на пенсию. С согласия предприятия я готов занять эту вакантную должность. Если стану работником "Звездочки", с Северодвинском не расстанусь. Буду сюда наведываться. А лето проведу уже в Анапе.
Раиса Евглевская, "Северный рабочий"
Фото Владимира Бербенца
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.