Статистика — вещь суровая. И она говорит, что за десять минувших лет Дальний Восток России покинули больше миллиона человек. Осталось восемь миллионов. "Давление" 100-миллионного китайского приграничья объективно и безусловно. Как закон природы. Как миллиметры ртутного столба. Пишу это не для того, чтобы вернуться к старой песне о "китайской экспансии". За минувшие годы тему эту, как коврик, перетрясли до нитки все: от генералов и губернаторов до серьезных ученых. Бог с ней. Однако же есть здесь и "вечное". Геополитический баланс. Как ни обидно, балансирует Россия. И если иметь в виду долгосрочные экономические и политические перспективы, балансирует очень опасно, рискуя свалиться с каната, который протянут в светлое будущее АТР.
О том, что необходимо привлекать и закреплять на Дальнем Востоке российское население, тоже сказано очень много. И, главное, правильно. Вот решительно заговорил об этом и полпред Константин Пуликовский. Последнее особенно отрадно: для нас, дальневосточников, Константин Борисович — олицетворение политики президента России.
...Небезынтересно, что вопрос заселения дальневосточной окраины для "метрополии" всегда был больным. Очень по-разному он и решался. Ни одно решение в современных условиях не подходит.
Время "столыпинских" переселений ушло вместе с аграрной доминантой и огромной армией беднейшего крестьянства. Сегодня предлагать людям пустые просторы недостаточно. Традиционная царско-советская "ссылка в Сибирь" в качестве рычага для улучшения демографической ситуации бесперспективна. Великое сталинское "переселение народов", к счастью, никто даже не обсуждает. Замечательное "хетагуровское движение" сегодня невозможно по причине отсутствия идеологической составляющей. Кто ж сознательно поедет "за туманом", когда умные люди счета в швейцарских банках заводят?
Было еще одно "великое переселение", о котором подзабыли. В середине 80-х годов по задумке ЦК КПСС целые эшелоны везли на Дальний Восток выходцев из Таджикистана и Узбекистана. Эксперимент провалился по причине банальной: в ЦК забыли, что кукурузу в Заполярье не сажают. А люди, между прочим, ничуть не хуже кукурузы.
Что и говорить. Даже времена, когда на Дальний Восток ехали просто "деньгу зашибать", вспоминаются с ностальгией. Сегодня такая мысль в голову может прийти разве безумцу: уровень жизни в регионе в два раза ниже, чем в целом по России.
В этом и проблема. Великими переселениями всегда двигали великие стимулы — будь ты древним гунном или современным израильтянином. Почему бы людям не ехать в Израиль? Там государство первые полгода содержит каждого переселенца, предоставляя ему "корзину абсорбции", бесплатно обучает языку, достигшие пенсионного возраста люди могут рассчитывать на ежемесячные социальные выплаты. Достаточно просто получить ссуду на приобретение жилья, электротехники и так далее. И главное — все это не зависит от степени патриотизма каждого конкретного репатрианта.
К чему это я? Да к слову. Ибо и путь Израиля не подходит для российской дальневосточной окраины. Относительное благополучие этой страны зиждется даже не на экономике Израиля (которая, конечно, есть), а на финансовых вливаниях США. Ежегодно Америка субсидирует государство, которое можно пересечь на автобусе за 15 часов, на 3 миллиарда долларов. Делается это, разумеется, не ради идеи еврейской государственности, а сугубо для обеспечения интересов США на Ближнем Востоке.
Однако вопрос в связи с этим напрашивается. Есть ли у России аналогичные интересы на востоке "дальнем"? Обычно говорят так: интересы есть, а денег нет.
Сомнительно. Деньги просто не стремятся на Дальний Восток. Хотя, на первый взгляд, государство мостит им сюда дорогу желтым кирпичом. Разве не стремится оно разрешить в нашем регионе задачи глобального, "инфраструктурного" характера?
- Государство взяло на себя решение трех основных задач: энергетики, транспорта и связи, — рассказал мне по поручению Константина Пуликовского его пресс-секретарь Евгений Аношин.
Мы поговорили о стройках федерального значения: Бурейской ГЭС, Мутновской геотермальной электростанции на Камчатке, о курильских причалах и дороге Чита — Хабаровск — Находка.
- Государстводелает главное. Все остальное должны сделать предприниматели, — повторил Евгений Аношин. И добавил, что по инициативе полпредства в июне пройдет презентация Дальневосточного федерального округа на седьмом Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Форум — "предприятие" серьезное. Тут вам будут и представители ООН, и сам президент ЕБРР Жан Лемьер, и главное — все они увидят, как перспективно вкладывать в Дальний Восток. Уже сегодня дальневосточники готовы представить 118 интересных инвестиционных проектов.
С ума сойти. 118 интересных инвестиционных проектов есть, ресурсы есть, а деньги на Дальний Восток не стремятся. При том, что государство "делает главное".
Значит, главное в чем-то другом. В чем-то, что позволило китайцам за десять лет так называемой "приграничной торговли" отгрохать целые города на месте прежних депрессивных поселений, а русским — не позволило. Что это было? Разные "стартовые условия"? Отнюдь.
Условия, что характерно, были одинаковые. Традиционно дотационный(!) северо-восток Китая, как и российский Дальний Восток, к началу реформ был перегружен убыточными предприятиями государственного сектора. Эти предприятия и сегодня только в одной провинции Хэйлунцзян дают миллиарды юаней убытков в год. Что помогает выжить?
Сказать, что приграничная торговля, — значит не сказать ничего. Помогает не сама торговля, а ее стратегия, которую определило государство. За городами Хайхэ и Суньфэньхэ не просто был официально утвержден статус "пограничных открытых городов" - им тут же были предоставлены многочисленные льготы. Уже стимул для предпринимательства. Следом пошла трехступенчатая(!) реформа внешнеторговой деятельности. Желавшие завоевать российский рынок предприятия получили более широкие автономные права. Теперь, в соответствии с концепцией, объединяют капиталы.
В итоге китайцы уже готовы вкладывать деньги в наши горнорудные месторождения. Мы от приграничной торговли "обогатились" максимум барахолками.
Хотя заседают — ох, заседают чиновники различных уровней, решая вопрос, "как снять административные барьеры на пути развития предпринимательства". Не так давно целая выездная коллегия Министерства по антимонопольной политике РФ по этому поводу заседала в дальневосточном полпредстве. Беда в том, что "регионалы" и "федералы" бьются лбами на таких "саммитах" в рамках уже сложившихся правил игры. Сложившихся и унифицированных. Специальной игры под названием "политика России на Дальнем Востоке" у правительства нет.
Сила Столыпина была в том, что он придумал новую игру.
У современных "столыпиных" тоже была такая возможность, когда сотни тысяч "русскоязычных" в бывших союзных республиках остались без родины, без прав и гражданства после распада СССР. Кто-то из этих людей успешно "интегрировался", а кто-то и сегодня от безысходности рванул бы хоть на Дальний Восток, лишь бы в Россию. На них просто не обратили внимания. Даже еще хуже: максимально усложнили процедуру получения российского гражданства.
У правительства была возможность оставить на Дальнем Востоке и тех дальневосточников, которые попадали под действие государственной программы переселения людей с северных территорий. Но вместо того, чтобы осесть в относительно "южных" районах Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и ЕАО, северяне-дальневосточники были вынуждены ехать куда-то в Московскую область и Краснодарский край. Зачем? Затем, что кто-то очень странно распределял по краям и областям "жилищные сертификаты". А может быть, просто небескорыстно. Как говорится, банальная история под названием "Раздам областям бюджетное финансирование под жилье для северян. Цена — договорная".
Что-что, а договариваться наши чиновники любят. За два с половиной года существования дальневосточного полпредства президента в Хабаровске прошло десять выездных коллегий российских министерств. Хорошо, что едут министры на Дальний Восток. Жаль, без вида на жительство.
Ольга Новак, "Тихоокеанская звезда"
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/87/346/9847_.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.