Один из первых тибетских лам, приехавших давать буддийское учение жителям республики, молодой, энергичный и обаятельный лама оказался на редкость приятным в общении человеком, с которым можно было говорить на различные темы. Досточтимый Чжампа Тинлей, доктор буддийской философии, имеющий учеников во многих странах мира и в России, часто бывает в Калмыкии с лекциями.
ЭЛИСТУ ПРИЕДЕТ БОГДО-ГЕГЕН
"Я очень рад встрече с вами, — были первые его слова. — Хотелось бы передать сердечные приветствия всему народу Калмыкии. И в первую очередь мне хотелось бы сообщить жителям республики несколько хороших новостей. Люди устали все время слышать плохие новости, поэтому я вас порадую хорошими.
По просьбе Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова Его Преосвященство Халха Джебзун Дамба Ринпоче Богдо-гегян IX согласился дать в Калмыкии посвящение Калачакры. Его Святейшество Далай-лама XIV дал особое благословение этому мероприятию. Более того — он специально посылает десять монахов из своего монастыря Намгьял для возведения мандалы Калачакры и проведения ритуальных танцев. Состоится это в Элисте в начале октября".
Как сказал геше Тинлей, у тибетцев, а также у калмыков, бурят есть такая традиция — до смерти каждый человек, мирянин ли, верующий, должен хотя бы один раз получить посвящение Калачакры. "Посвящение Калачакры очищает атмосферу на территории всей республики и далеко за ее пределами, положительно влияет на духовность нации, оказывает оздоравливающий эффект и создает позитивную энергию, а также умиротворяет войны и конфликты. Кроме того, считается, что человек, получивший посвящение Калачакры, создает причину для своего последующего рождения в чистой земле Шамбалы.
Тантра Калачакры очень тесно связана с Шамбалой. А если еще вам предоставляется возможность увидеть мандалу Калачакры, то можно очистить свою негативную карму, накопленную в течение многих сотен жизней. Созерцание мандалы также имеет важный сакральный смысл. Поэтому я рекомендую всем принять посвящение Калачакры, хотя бы на один день приехать в Элисту и поприсутствовать на церемонии. Очень важно, чтобы посвящение Калачакры прошло в хуруле.
"Я уверен, что во время этого посвящения ваши предки, дух которых до сих пор витает в этих местах, будут очень счастливы. Более того, вы увидите признаки, знаки того, что они счастливы. Они будут заключаться в необычных погодных явлениях — неожиданно пойдут дожди, в небе возникнут радуги. Когда в 1997 году Богдо-гегян впервые приехал в Бурятию и давал там посвящение Ямантаки, в два часа ночи в этом месте была очень яркая радуга. В буддизме считается, что если радуга возникает в результате дождя и солнечного света, ничего особенного в этом явлении нет. Но когда это происходит среди ночи, это особый знак свыше. Народ Калмыкии должен готовиться к этому событию и сообща молиться, чтобы не было препятствий".
Вторая новость касается визита Далай-ламы. В прошлом году визит не состоялся из-за того, что Китай оказывал давление на российские власти. Однако руководство России пытается решить этот вопрос, заинтересовано в том, чтобы Его Святейшество приехал в нашу страну. Осенью прошлого года Президент РФ Владимир Путин посетил с официальным визитом Китай, в составе делегации находился также Кирсан Илюмжинов. Как потом он рассказывал, Путин везде, на всех встречах с китайскими руководителями поднимал вопрос о визите Далай-ламы в Россию, приводил для этого достаточно убедительные доводы, лично просил Ху Цзиньтао, чтобы китайские власти не препятствовали транзиту Его Святейшества. Геше Тинлей выразил надежду на то, что в будущем году проблема с визой будет решена, и Далай-лама посетит Калмыкию. Об этом тоже надо сообща молиться, заметил он.
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ТРЕТИЙ ГЛАЗ?
И третье. В августе в Элисте состоится всероссийский буддийский ритрит. В предшествующие годы он проводился в Бурятии. В нынешнем году по многочисленным просьбам верующих республики и Президента решили провести большой ритрит в Калмыкии. Он будет проходить с 3 по 17 августа на территории Сити чесс. Сюда съедутся буддисты из многих регионов России и ближнего зарубежья. Учение, которое будет давать геше Тинлей, основано на Ламриме ламы Цзонкапы. Послушать его очень полезно всем, кто хочет заняться буддийской практикой.
"Благодаря этому учению вы лучше поймете свою собственную жизнь, в конечном итоге вы можете понять смысл своей жизни, — говорит геше-ла.- В противном случае, если человек его не осознает, он ничем не отличается от животных. Если мы будем стремиться лишь к еде и крыше над головой, то ведь к тому же стремятся и звери. Людям на то и разум дан, чтобы заниматься чем-то более осмысленным и глубоким.
Во время этого учения вы поймете, что такое четыре благородные истины. Они откроют ваш третий глаз мудрости. Зачем нам третий глаз? Дело в том, что наши два глаза видят только очень грубые, зримые вещи, но многие тонкие вещи они разглядеть не способны".
НЕ ВСЕ СТРОИТЕЛИ МАНДАЛ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ
- Вот вы, Досточтимый геше Тинлей, говорили о важном значении мандалы. Скажите, те мандалы, которые у нас в Элисте возводили монахи из монастыря Гьюдмед, это искусство?
- Трудно сказать. Я не хочу никого критиковать, но если эти монахи, кроме строительства мандалы, проводили еще какие-то религиозные церемонии, значит это не просто искусство, но и связано с религией. По традиции, высокий лама давал посвящение подготовленным верующим, как правило, это происходило в закрытых монастырях, и только после этого люди могли видеть мандалу. Так было испокон веков в буддизме. А в наши дни некоторые монахи разъезжают по разным странам, строят мандалы и выставляют их на всеобщее обозрение. Многие ламы возражают против этого, они говорят, что это неправильно. Я тоже отношусь к этой категории. Кто бы это ни делал, даже мой лучший друг, я и ему скажу, что мы должны в чистоте сохранять свои традиции. И в особенности тантра не должна выставляться за деньги, не должна быть легкодоступной.
СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ — ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ
- Расскажите о том периоде, когда вы медитировали в горах, когда и где это было, сколько занял времени ритрит, и какие перемены произошли в вашем сознании после этого?
- До приезда в Россию в 1993 году я три года провел в горах. А в 2000 гаду провел годичный ритрит в Дхарамсале. Я жил затворником в маленькой хижине, расположенной в очень тихом живописном месте. Если бы вы увидели этот скромный, даже бедный, дом, вы бы очень удивились: как это вообще можно жить в таких неприспособленных условиях. Но я был очень счастлив, это был один из самых счастливых периодов моей жизни.
Я еще раз убедился в том, что когда люди живут просто, без всяких изысков, они больше умиротворены. Пытаясь усложнять свою жизнь, стремясь окружить себя богатством, комфортом, мы испытываем больше проблем. Секрет нашего счастья состоит в том, чтобы не иметь много желаний, а довольствоваться тем, что имеешь. Старайтесь жить сидя на земле, тогда — сколько бы вы ни перемещались из стороны в сторону, вверх-вниз — вы не упадете. Если вы сидите на высоком троне, вы все время будете бояться падения. И все равно рано или поздно упадете, потому что все взлеты заканчиваются падением. Поэтому самое лучшее место — земля, это самое простое и надежное.
Наше счастье в большей степени зависит от состояния нашего ума, чем от физического комфорта. Если вы научитесь получать удовольствие, то будете получать его где угодно. Именно это я понял во время последнего затворничества. С точки зрения буддизма, сами объекты не дают нам ни счастья, ни страдания. Все зависит от наших субъективных ощущений. Например, возьмем баню. Если я кого-то в качестве наказания запру в парилке, для него это будет худшей пыткой. А другому я объясню, как это полезно для его здоровья, и добавлю, что возьму за банную процедуру не 20 долларов, как положено, а только 10. Тогда он с радостью просидит в этой парилке хоть час. Таким образом, в одной и той же бане у двух разных людей совершенно разные ощущения и переживания.
Элиста — это тоже баня. Два человека, которые живут в одном городе, совершенно по-разному себя чувствуют. Для меня Элиста — прекрасный город, мне очень нравится сюда приезжать. Я стараюсь замечать здесь только положительные моменты.
ШАМБАЛА СУЩЕСТВУЕТ. ПРИЧЕМ В ЭТОМ МИРЕ
- Есть ли свидетельства того, что Шамбала существует, что кто-то побывал в этой легендарной стране, и возвращался ли назад?
- Я думаю, что Шамбала существует, но в другом измерении, не подвластном обычному сознанию. С другой стороны, Шамбала находится в нашем мире, не думайте, что в каком-то другом. Не все способны увидеть Шамбалу. Что касается свидетельств, то сохранился такой, например, факт.
Из истории известно, что второй (или третий?) Панчен-лама каждую ночь исчезал из своего дворца. Однажды его помощник решил не ложиться спать и проследить за хозяином, куда же он отправляется. Он увидел, что Панчен-лама как-то по-особому оделся, сел верхом на белого коня. Тогда помощник схватился за хвост, закрыл глаза и попросил, чтобы конь перенес его вместе с Панчен-ламой. Они куда-то полетели, очень долго парили над землей, в итоге конь приземлился в каком-то месте. Открыв глаза, помощник увидел, что они в Шамбале. Там было невероятно красиво: земля была очень мягкая, как диван, вокруг было много зелени, прекрасных деревьев, благоуханных трав. И повсюду много драгоценностей россыпью лежало на земле. Панчен-лама сказал слуге: останься здесь, а мне нужно идти давать учение народу Шамбалы. В сопровождении множества жителей Шамбалы Панчен-лама удалился.
Через длительное время он вернулся, а слуга за это время успел набить карманы драгоценностями. Но когда они собрались в путь, конь отказался их везти. Панчен-лама понял, в чем дело. Он велел слуге выбросить все камни, сказав, что в нашем мире они будут бесполезны. Тот сделал вид, что выбросил, но один камешек все же спрятал. Вернувшись во дворец, слуга прибежал в свою комнату и вытащил из кармана камень, но оказалось, что в руке у него простой булыжник.
Эта легенда говорит о том, что материальные объекты обладают весьма любопытным феноменом: в различных мирах, в зависимости от различной кармы существ, населяющих этот мир, они меняют свои свойства.
МОЯ МЕЧТА — ЧТОБЫ ТИБЕТ ПОЛУЧИЛ АВТОНОМИЮ
- Какова сегодня политическая ситуация в Тибете?
- Не могу сказать, что настроение китайцев по отношению к тибетцам как-то радикально изменилось. Но кое-какие подвижки все же есть. Недавно, в мае, уже вторая делегация Его Святейшества посещала Китай и Тибет. Чего бы мне хотелось — чтобы Китай предоставил Тибету такую же автономию, какую Российская Федерация предоставила Калмыкии. Этого было бы достаточно.
- Известно что-нибудь о судьбе маленького Панчен-ламы?
- Он все еще удерживается китайскими властями неизвестно где. Вообще-то он должен давно учиться, получать образование согласно своему сану. Но он сидит в тюрьме.
- Какова численность населения в Тибете и сколько проживают тибетцев за пределами родины?
- Шесть миллионов. За пределами живет где-то триста тысяч моих соотечественников.
- Кажется, аналогов тибетского языка в мире нет. От какого наречия он произошел?
- Тибетский язык произошел от санскрита и основан на санскрите. Наш язык был создан специально для перевода Дхармы с санскрита. Когда начался процесс распространения буддизма в Тибете, правитель страны дал поручение одному выдающемуся переводчику составить алфавит для перевода Дхармы.
БУДДИЗМ В РЕКЛАМЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ. РАЗВЕ ТОЛЬКО В ХОРОШЕЙ
- В России есть один ученый-офтальмолог Эрнст Мулдашев, который неоднократно предпринимал экспедиции в Гималаи. Он долго изучал глаза разных людей разных стран мира и пришел к такому выводу, что тибетский народ — особенный, именно от него произошла земная цивилизация. Также у него есть теория, что где-то в горах Тибета живет уникальное племя людей, они якобы все красивы и бессмертны. Как вам такая гипотеза?
- Я не знаю, что сказать. Может быть, в том есть правда, но это нужно еще доказать. Хотя Мулдашев в буддийских кругах не считается авторитетом, скорее, он создает небылицы.
- Как вы относитесь к деятельности известного в западном мире, а теперь и в России йогина, ламы Оле Нидала?
- Его подход к проповеди учения нельзя назвать традиционным. Он постепенно превращает тибетский буддизм в европейский, западный. Иногда он критикует Его Святейшество Далай-ламу, мне это не нравится. Например, возьмем историю с двумя Кармапами.
Как известно, Его Святейшество Далай-лама XIV признал реинкарнацию 16-го Кармапы в соответствии с подлинными знаками, гаданиями, то есть согласно традиции. И большинство верующих признают именно того Кармапу, которого выбрал Далай-лама. Зовут его Ургин Тинлей, он родился в Тибете, но в 2000 году был вынужден бежать оттуда в Индию. Другой Кармапа, которого признал Шамар Ринпоче, всем заявляет о том, что он является подлинным Кармапой, а тот, дескать, не настоящий. В то же время Кармапа, признанный Далай-ламой, никогда подобных заявлений не делал. Это необычайно скромный молодой человек.
Я считаю, великий учитель, подлинный мастер никогда не будет себя рекламировать, превозносить свои достоинства. Тигр никогда не скажет, что он тигр. Всем и так очевидно, что он тигр, зачем же это еще кому-то доказывать?
- Как вы относитесь к многочисленной голливудской продукции на тему Тибета? Вы смотрели "Маленький Будда", "Семь дней в Тибете"? Как вы считаете, эти фильмы рекламируют буддизм или, наоборот, дают упрощенный взгляд на эту религию?
- У меня смешанное отношение к этому. С одной стороны, эти фильмы хорошие, но, с другой стороны, немного похожи на сказку. Но в любом случае это очень хорошая реклама буддизму, поэтому я приветствую их появление.
- А правда, что Далай-лама в хороших взаимоотношениях с Ричардом Гиром? Ума Турман, говорят, тоже буддистка...
- Это правда. Сейчас очень многие голливудские актеры и актрисы стали буддистами. В Европе и Америке быть буддистом считается признаком хорошего тона. Если вы буддист, значит, вы утонченный человек, более глубокий. В настоящее время у буддизма очень хорошая репутация по всему миру, потому что в буддизме ведь нет догм, это философия поиска истины. К тому же, это единственная религия, которая идет рука об руку с наукой.
БОГ — УЧИТЕЛЬ, А МЫ — ЕГО УЧЕНИКИ
- У Бориса Гребенщикова есть такие строчки: по Голгофе ходит Будда и кричит: "Аллах акбар". Как бы вы прокомментировали их?
- В этом мире очень важно, чтобы существовали и сохранялись разные религии. Это создает некий баланс. Например, мы, буддисты, не верим в Бога — творца. Мы считаем, если Бог создал все, если у него есть сила, чтобы сотворить весь мир, то почему же он изначально не сделал все безупречно? Неужели у него нет сострадания? У нас столько страданий, столько проблем, неужели все их создал Бог? Получается, мы Бога должны винить в наших страданиях.
Согласно буддийскому учению, наше счастье и наши страдания происходят не от Бога, их создают наши собственные действия. Какую причину вы создаёте, такой результат и получаете. Буддизм говорит: если ты хочешь есть, создай причину для еды. Не только молись, но и что-то делай в поисках пропитания. Это называется умением создать полную причину.
Взаимоотношения между вами и Богом подобны взаимоотношениям учителя и ученика. Даже самый лучший учитель в мире не может одним щелчком пальцев превратить ученика в великого ученого. Ученик должен хорошо учиться, а учитель так же хорошо учить. Когда эти два фактора будут в наличии, из ученика может получиться ученый.
- Если, по буддизму, нет Бога-творца, тогда какому Богу молятся буддисты?
- Мы молимся Богу, который является воплощением великого сострадания, который полностью свободен от всех умственных помрачений. Я считаю, Бог не может создать все, это невозможно. Но признаю, что Бог существует.
- Разве для буддистов Бог и Будда это не одно и то же?
- У Будды много разных аспектов. У него есть аспект сострадания, аспект мудрости. К примеру, Будда просветленного ума. Бог мудрости Манджушри является разным людям в разном облике и с разными характерами, в зависимости от характера самого человека. Некоторые учителя, которые обретали прямое видение Манджушри, потом рассказывали, что Манджушри очень тихий, неразговорчивый, строгий, дает лаконичные, но очень емкие ответы. Другие мастера-йогины утверждают, что он очень открытый, дружелюбный. Так что впечатления зависят от характера самого человека, которому этот Будда является.
- А вам лично Будда являлся?
- Во сне иногда я вижу некоторых божеств.
- Если бы вам довелось стать Буддой, в образе какого божества вы бы хотели явиться?
- Наверное, Манджушри.
- Говорят, каждому воздается по его вере. А что тогда происходит с атеистами, когда они умирают? Куда они попадают после смерти — в ад или рай?
- Все они в любом случае попадают в Бардо — это промежуточное состояние между смертью и новым рождением. После этого люди могут попасть либо в ад, либо в рай. Либо, согласно буддизму, они могут стать животными. Вообще, буддисты верят в существование шести миров, и люди перерождаются в одном из них, в зависимости от своей кармы. Допустим, возьмем такой пример. Живут два человека, один настаивает на том, что завтрашний день никогда не наступит, а другой говорит, что завтра обязательно будет. На следующий день они просыпаются и оба видят это наступившее завтра. Даже если вы не верите в завтра, оно все равно придет. Точно так же, если люди не верят в будущую жизнь, она все равно наступит, им придется ее испытать.
- В Петербурге есть храм, построенный на средства бурят и калмыков. Одно время там поселилась какая-то подозрительная мирская община. Известно, какая там ситуация сегодня?
- Сейчас вернулись те, кто там работал до этого. О хуруле сейчас заботятся бурятские ламы.
- В Элистинском хуруле принимает тибетский врач, который говорит, что у тибетских врачей есть лекарство от СПИДа. Вы подтверждаете это?
- Трудно сказать. Если бы действительно с помощью тибетских лекарств можно было излечиться от СПИДа, тибетская медицина уже давно прославилась. Врачи могут говорить все, что угодно, но мы с вами должны быть реалистами. Тибетские лекарства — это очень хорошая вещь, но они еще не дошли до такого уровня, чтобы могли лечить от СПИДа. Другое дело — с их помощью можно продлевать жизнь больным.
- Какие святые места для паломничества буддистов на территории России вы знаете и рекомендуете посетить верующим?
- Зандан Жуу, это Эгитуйский дацан на территории Бурятии, где находится статуя Сандалового Будды. Это одна из самых драгоценнейших буддийских статуй, которые сохранились еще в наше время. Сандаловый Будда находится там где-то около 80 лет.
- Какие рекомендации по оформлению домашнего алтаря вы дадите?
- Выберите одно из высоких мест в вашем доме, поставьте туда маленькую статую Будды, фотографию Его Святейшества Далай-ламы, божеств — Тары, Манджушри, Авалокитешвары, Палден Лхамо и других. Но не надо ставить на алтарь фотографии детей, родителей, свои — это не разрешается.
- 6 июля мы будем отмечать большой праздник — день рождения Его Святейшества Далай-ламы. Вы будете принимать участие в торжествах?
- День рождения Его Святейшества — это один из самых больших праздников у нашего народа. Тибетцы поют и танцуют всю ночь. Я, конечно, буду участвовать в торжествах.
В воскресенье, в 9 часов, в Калмыцком хуруле начнется праздничное богослужение. Вместе с монахами хурула мы помолимся за нашего Учителя, пожелаем ему здоровья и долгих лет жизни. Слава Богу, в настоящий момент здоровье Его Святейшества отличное. Пусть все люди приходят в хурул со свечами. В 17 часов в здании Русского театра драмы и комедии состоится собрание, в котором примут участие члены всех буддийских центров Элисты, тибетские ламы. Затем — концерт, традиционные танцы, песни. А в 19 часов на площадь будет вынесен большой торт и раздадут его по кусочку всем.
Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех жителей Калмыкии, буддийских верующих и мирян с этим нашим общим праздником, пожелать всем здоровья, долгих лет жизни и всяческого благополучия.
Елена БОЛДУРИНОВА
Бумбин Орн
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.