Чебоксарцы Александр и Анна Суворовы создали в 1989 году первый в нашей республике семейный детский дом. А тринадцать лет спустя эти люди, вырастившие "чертову дюжину" ребятишек (трое родных и десять приемных) награждены орденом Дружбы. Указ об этом Президента России В. Путина был опубликован в "Советской Чувашии".
В 37 лет у Анны Суворовой были любящий муж, работавший сталеваром на агрегатном заводе, три сына (старший Алексей учился в мореходке, средний Евгений заканчивал 11-й класс, младшему Вите исполнилось 12 лет), трехкомнатная квартира, дача и машина. Не хватало одного — дочки. "Мне хотелось бантиков, сарафанчиков, косичек. И мы с мужем решили взять из детдома детей, — рассказывает Анна Викторовна. — Когда пришли, был карантин. Детей не показали, дали лишь их личные дела. Почти у всех здоровье было слабое".
Вместо одной малышки Суворовы выбрали двух девочек: Любу (12 лет) и Женю (6 лет) и трех мальчиков: Сережу, Игоря и трехлетнего Димку. "Кто хоть раз видел глаза детдомовцев, тот уже не сможет просто так уйти", — уверена женщина. Оформление документов затянулось на девять месяцев, но в письмах дети уже называли Суворовых "папа" и "мама".
Когда семья наконец-то воссоединилась, приемные малыши не могли нарадоваться новому дому, а Люба каждые пять минут бегала к маме "за поцелуйчиком". Детдомовские дети, по словам А. Суворовой, совсем другие. Они даже играть не умели. Пришлось вспомнить свое детство. Учили ребятишек абсолютно всему.
Тяжело было вести домашнее хозяйство в пору дефицита и очередей. "Я готовила, возила детей по врачам, сама шила им вещи. Муж был нашим снабженцем, бегал по магазинам", — вспоминает Анна Викторовна. Но затем Суворовых прикрепили к универмагам, дали шестикомнатную квартиру. Стало просторно. И в 1990 году они взяли еще троих: Лену, Колю и 4-летнего Сережу, похожего на беззащитного цыпленка. Потом в квартире появились маленькие Анечка и Алина. Их завел погреться новочебоксарский инспектор по охране детства. Они сразу назвали Анну Викторовну мамой, хотя их родная мама была жива. Девочки остались "дома". С собой у них была лишь авоська с книжками. Так сложился семейный детский дом Суворовых. Причем из десятерых приемных детей только двое были сиротами, остальные — отказные.
Вскоре большая семья переехала в двухэтажный коттедж с сауной и бассейном, который построил завод "Контур", где когда-то работала Анна Викторовна. Но денег не хватало, да и дети подрастали. Нужно было думать, где им найти работу. И тогда Суворовы решили создать свое предприятие. Устроили в подвале дома пекарню. Вскоре появилось желание расширить производство, но ссуду никто давать не хотел, так как семье даже заложить было нечего. Все их богатство — лишь старенький "уазик", да свиньи с курами. Но кредит в 80 тысяч рублей Суворовы все же получили благодаря личному содействию Президента республики. Через год новоиспеченные предприниматели вернули долг.
Сегодня бизнес Суворовых — это хлебозавод, пельменное производство, кафе и несколько торговых точек. Семья обеспечивает не только себя, но и помогает другим организациям — республиканскому детскому фонду, детскому центру реабилитации, Комитету солдатских матерей и т. д. Однако благополучие семьи некоторым не давало покоя. Однажды, когда Анна Викторовна работала в огороде, незнакомый прохожий бросил: "Где же ваши батраки?" Хозяйка растерялась — какие еще батраки? "Да дети, которых вы заставляете на себя работать", — уточнил мужчина. А одна чиновница так и заявила: "Я ваш хлеб есть не буду, он замешан на детских слезах". Но добрых людей Суворовы встречали чаще.
Сейчас восемь из девяти приемных детей (самая младшая Алина еще учится в школе) работают на семейном предприятии. 25-летняя Люба, старшая приемная дочь, имеет свое фермерское хозяйство: держит свиней и выращивает овощи. Кстати, мысль о деревне возникла неожиданно, когда стало ясно, что по закону о сиротах жилплощадь воспитанники вряд ли получат. Это не дело, решили супруги и купили по дешевке три дома на одной улице в нижегородской деревеньке — квартиру в Чебоксарах они бы не осилили. Провели газ, сделали капитальный ремонт, построили подсобные помещения и баню. В общем, хозяйство полностью обновили. Первой уехала Люба. Анна Викторовна говорит, что деревенская работа ей очень нравится. Но другая дочь Лена, уехавшая следом, вернулась через два года. Жизнь в сельской глуши оказалась не для нее. А вот третьему "поселенцу", 19-летнему Сереже, природа и крестьянский труд, можно сказать, вернули здоровье. У мальчика с детства было серьезное заболевание нервной системы, подводила память. Работой его в семье не загружали, и, посоветовавшись с врачами, приемные родители решили отвезти сына к Любе: может, деревенский воздух и природа вылечат Сережу. Купили ему кур, дали 15 соток огорода. Материнское чутье не подвело. Парень окреп, у него прекратились нервные припадки, и он даже начал рисовать. А недавно сообщил: "Я себе еще теленочка куплю". Остальных ребят, признается хозяйка семейного детского дома, в деревню не тянет, все работают в городе, на семейном предприятии: бухгалтером или автослесарем, строителем или мастером.
В мае Суворовым предстоит справить три свадьбы: родному сыну Вите, а также приемным Коле и Анне. А Анна Викторовна по секрету поделилась, что хочет взять на воспитание уже целый детский дом: "Я еще полна сил, да и возможности позволяют. Содержали бы его за счет предприятия, лишь бы дали нам помещение и ребятишек, только совсем маленьких. А мужа и детей я уговорю..."
Н. Титова, "Советская Чувашия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.