Жизнь у газетной сенсации короткая, но об этой многие читатели нашей газеты помнят до сих пор, хотя минуло уже три года с той поры, как последний военнопленный Второй мировой войны, венгр по национальности, обрел свою историческую родину. Нет-нет да и раздаются в котельничском корпункте "Вятского края" звонки: люди интересуются, как сложилась судьба бывшего военнопленного немецкой армии, волей судьбы оказавшегося "забытым" в местной психобольнице на целых 55 лет.
Напомню, что доставили двадцатидвухлетнего Тома Андраша в Котельничскую психобольницу из госпиталя для военнопленных со станции Быстряги в 1947 году. Госпитальный доктор на клочке бумаге нацарапал сопроводиловку для коллег из Котельнича, в которой сообщал: "Пациент ведет себя неправильно. Высказывает бредовые мысли, кушает плохо, ночью не спит, плачет, лекарства принимать отказывается". Больше никаких документов у военнопленного не оказалось. Психиатры в истории болезни неизвестного пациента сделали первую запись: острый приступ шизофрении. За пять десятилетий "история" превратилась в огромный том медицинских записей. Человек без паспорта, без гражданства пребывал в своей больничной палате фактически нелегально. Врачи с этим свыклись и воспринимали как данность. К тому же попытки установить личность больного через Красный Крест успехом не увенчались.
Изменения в жизни Тома Андраша начались после сообщений в российских СМИ, обративших внимание на первую публикацию о нем в "Вятском крае". Эпопея с установлением личности загадочного пациента психобольницы продолжалась почти год. В ней приняли участие многие люди как с российской, так и с венгерской стороны: журналисты, дипломаты, военные, работники архивов и просто частные лица.
Возвращение Тома Андраша на родину наделало в августе 2000 года немало шуму. Говорят, Будапештский аэропорт такого количества представителей различных СМИ давненько не видел. Сегодня интерес к последнему военнопленному Второй мировой на родине поугас. Сенсация умерла, а жизнь ее героя продолжается. Тома живет в семье своих близких родственников со стороны отца, которого, кстати, тоже звали Тома Андраш. Напомним, что на "усыновление" нашего героя на его исторической родине претендовали свыше 80 семей, признавших его "своим" родственником. Однако независимая генетическая экспертиза, проведенная в Германии, с точностью 99,99% определила нынешнюю родню Андраша — сестер, братьев, племянников и племянниц.
Главный врач Котельничской психобольницы Ю.Л. Петухов считает, что шума и неприятностей вокруг фигуры его бывшего пациента могло быть куда больше, если бы котельничские медики поставили ошибочный диагноз. Ни для кого не секрет, что во времена социализма в "психушках" оказывались не только те люди, которые нуждались в психиатрической помощи. Поэтому в первые дни пребывания Тома Андраша на родине некоторые сомнения у венгерских специалистов по поводу поставленного ему в России диагноза все-таки были. Однако очень скоро диагноз подтвердили и во Всевенгерском институте психиатрии, где пациента обследовали несколько месяцев.
Огромное участие в судьбе несчастного соотечественника принял Имре Чаки, работавший в тот период президентом генерального представительства фармацевтической компании "Гедеон Рихтер" в России и странах СНГ. Без его кропотливой работы по выяснению всех белых пятен в истории Тома Андраша, без финансовой поддержки представительства фирмы все могло сложиться в судьбе этого человека совсем иначе. Имре Чаки, по его словам, хотел написать книгу об этой необычной истории, но его опередили. Книгу о Тома Андраше сразу же по горячим следам выпустили журналисты с частного венгерского телеканала ТВ-2, тоже принявшие немалое участие в судьбе соотечественника. Еще одну книгу о последнем военнопленном Второй мировой написал чиновник министерства вооруженных сил Венгрии Эндраш Ласко, который по заданию своего начальства в течение нескольких месяцев распутывал клубок жизненных передряг почти что шестидесятилетней давности, связанных с призывом Тома Андраша в армию. Тем не менее Имре Чаки выполнил самую главную работу для венгерских медиков: он перевел с русского на венгерский огромный том истории болезни, написанный котельничскими психиатрами за более чем пятидесятилетний период лечения "нелегального" пациента в Котельничской психобольнице.
Не так давно Чаки покинул Россию. Незадолго до его отъезда Ю.Л. Петухову довелось поговорить с президентом представительства фармацевтической компании "Гедеон Рихтер" в России и странах СНГ, теперь уже бывшим. Имре Чаки сказал, что судьбой Тома Андраша больше не занимается. Дело сделано, все позади, и у него теперь другие проблемы.
Сейчас Тома Андраш проживает в области Сабольч, откуда родом. Он пенсионер. Для своих почти что 78 лет выглядит неплохо и на здоровье особо не жалуется. С удовольствием говорит на родном языке, однако врачи и родные считают, что "с головой у него есть проблемы". Об этом Петухову удалось узнать через консульский отдел посольства Венгрии в Москве.
Главный врач Котельничской психобольницы Ю. Л. Петухов говорит: "Слава богу, что ситуация с нашим загадочным пациентом благополучно разрешилась. Человек обрел родину, родственников, а когда придет срок, обретет вечный покой на родной земле".
Татьяна ВЫЛЕГЖАНИНА, "Вятский край"
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/361/10508_captive.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.