Яльчикский мировой судья рассмотрел неординарное уголовное дело. На скамье подсудимых оказалась учительница начальных классов Новотинчуринской средней школы К. Саблина (фамилия изменена). Ей предъявили обвинение в жестоком обращении с детьми. Подсудимая учила ребятишек вторых-четвертых классов чувашскому языку, вела уроки изобразительного искусства, трудового обучения и физкультуры. Однако дети с неохотой посещали их. Педагог часто кричала на своих подопечных, обзывала нехорошими словами, унижала, а в ноябре и декабре прошлого года и вовсе распоясалась — стала бить учеников.
Об этом дети рассказали классному руководителю, родителям. Директор срочно организовал служебное расследование. Со слов ребятишек, Клавдия Александровна била их указкой — по спине, рукам, после чего оставались синяки. Были случаи, что пускала в ход и линейку с карандашом. Одну девочку поколотила за то, что та не сделала домашнее задание. Другая неправильно списала с доски классное задание, и тут же над ней взлетела указка. Мальчика ударила кулаком в грудь, тот даже заплакал от боли. Детям попадало и совершенно беспричинно, учительницу выводила из себя любая мелочь. Наверное, малышня была слишком подвижна. Да к тому же, по мнению заместителя директора школы, К. Саблина не особо старательно готовилась к урокам, проводила их неинтересно, ученики, понятное дело, скучали. Завуч работала в соседнем классе и слышала, как учительница кричала на детей. На замечания реагировала болезненно, с коллегами конфликтовала.
В январе этого года, когда районная прокуратура вплотную занялась школьным "ЧП", случилось еще одно. На уроке чувашского языка учительница стала угрожать ученикам расправой. Кричала, что выведет их по одному из класса и передушит... Перепуганные дети боялись ходить в школу.
В суде учительница заявила, что на нее возводят напраслину — физического насилия над учениками она не допускала, не кричала на них и обвинений не признает. Однако суд, тщательно разобравшись, пришел к выводу, что вина К. Саблиной полностью доказана. И приговорил ее к году условного лишения свободы с 6-месячным испытательным сроком. Кроме того, осужденная на год лишена права работать в сфере образования.
Жестокая учительница наказана. Однако психика малолетних детей уже пострадала. Судя по объяснениям родителей в суде, некоторые из них знали о выходках педагога. И могли гораздо раньше, что называется, поставить вопрос ребром. Но не сделали этого. Видимо, побаивались, что их детям "будет еще хуже", из школы не захотят выносить сор: учительницу поругают, и она останется в классе. Теперь понимают, что напрасными были опасения. И педколлектив, и директор восприняли случившееся как чрезвычайное происшествие. И местная прокуратура — тоже. В районе подобных историй еще не было.
- Подозреваемая забрасывала жалобами и ходатайствами всевозможные инстанции, — рассказал районный прокурор Н. Логинов. — И все же мы довели дело до суда. Там учительница обвиняла директора и своих коллег, родителей и детей, главу сельской администрации в сговоре. С ее стороны было столько эмоций, что судье пришлось даже удалить даму из зала на время опроса несовершеннолетних потерпевших. Но приговор вынесен законный и справедливый.
Когда учительница обжаловала его, государственный обвинитель просил суд не вызывать детей повторно, чтобы не травмировать их в очередной раз. Однако их бывший педагог настояла на этом. И пришлось мальчикам и девочкам снова вспоминать перенесенные обиды и боль. Апелляционная инстанция оставила приговор без изменения. Кассационная жалоба Клавдии Александровны в Верховный суд также осталась без удовлетворения.
- Николай Ильич, самый сильный стресс дети испытали, когда учительница, уже в ходе доследственной проверки фактов, пригрозила передушить их по одному. И после этого продолжала вести уроки, хотя после таких слов ее вообще к детям нельзя было подпускать. Неужели не было возможности еще в ходе дознания отстранить ее от преподавания?
- В адрес прокуратуры и дознавателя поступили такие ходатайства. Однако создал трудности новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Статьей 114 УПК предусмотрена такая возможность, но вместе с тем в ней указано, что отстранить от должности можно только должностное лицо, привлеченное в качестве обвиняемого. Саблина таковым не являлась, поскольку не исполняла ни организационно-распорядительных, ни административно-хозяйственных функций. Кроме того, предварительное расследование по преступлениям, предусмотренным ст. 156 УК РФ (вмененной учительнице), производится лишь в форме дознания, а обвиняемым по таким делам лицо становится лишь после составления обвинительного акта. То есть фактически только к моменту передачи дела в суд. Хотя Саблину после ее угроз действительно нельзя было подпускать к детям. Очевиден явный пробел в новом УПК.
Об этом приходится лишь сожалеть. И надеяться, что законодатели все же исправят оплошность. К сожалению, количество детей, страдающих от жестокости взрослых, не уменьшается. Об этом периодически идет разговор на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних. В основном о бесчинствах родителей. Но до суда такие истории доходят нечасто. Семейные разборки, как правило, не обнародуются. И отношение к ним у правоохранительных органов нередко снисходительное — сегодня там драка, а завтра мир.
Но там, где действительно озабочены самочувствием несовершеннолетних, домашние тираны вряд ли могут рассчитывать на поблажку. К примеру, в Яльчикском районе сейчас расследуется еще одно уголовное дело по 156-й. Теперь уже в отношении отца. Пьяный мужчина около полуночи пришел домой и тумаками поднял с кровати малолетнего сына, выгнал его на улицу и закрыл дверь. А на улице только начал таять снег...
Кстати, по указанной статье можно и на два года за решетку попасть. Под эту статью может угодить и детсадовский сотрудник, и медицинский работник, и попечитель — все, кто допускает жестокое обращение с несовершеннолетними. И уж совсем из ряда вон выходящее событие, когда такое происходит в школах. Забота о модернизации учебных заведений (а этому у нас уделяется очень серьезное внимание), безусловно, похвальна. Компьютеры и прочие атрибуты современности открывают перед учащимися большую дорогу в мир знаний. Только вот никакая супертехника не сможет запрограммировать наших детей на доброе, светлое отношение к людям и жизни вообще, если на практике они видят иное.
Учитель в школе был и будет главным воспитателем чувств. Недавно 45-летняя женщина (разговорились о школьных годах) вздохнула: "Как бы и мне хотелось с нежной грустью хранить память о своей первой учительнице. Но как только вспомню ее, сразу вижу — она подходит к парте и бьет по моим пальчикам указкой. И становится очень больно, как тогда, много лет назад. Только не пальцы болят, душу щемит...".
Л. Смагина, "Советская Чувашия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.