Нет, вы не ослышались. В ближайшее время один из танков, правда, времен Первой Мировой, действительно появится в столице российского атомного кораблестроения, Северодвинске (Архангельская область).
Объект федерального значения – английский танк “МkV” производства вагоностроительной компании “Метрополитен” образца 1917 года, украшающий одну из главных магистралей Архангельска – Троицкий проспект, отравляется на ремонт на северодвинскую “Звездочку”. Тем самым подтверждается как универсальность этого предприятия, поражающего диапазоном производственных работ: от крупного судостроения до разделки отслуживших атомоходов и производства алмазов, так и государственный подход ее руководителя – Николая Калистратова .
Впрочем, добрая традиция - спасать исторические ценности зародилась на этом предприятии еще до того, как его возглавил Николай Яковлевич. В активе “Звездочки” не только великолепный музей, возглавляемый знатоком своего дела Василием Кологриевым, но и восстановление столетнего колесного парохода “Н.Гоголь” - ныне визитной карточки предприятия.
Поэтому вопрос некоего чиновника, - имеется ли у “Звездочки” лицензия на ремонт танков? - способен вызвать разве что гомерический хохот, правда с грустным подтекстом. Российский чиновник редко способен помочь делу без личной мотивации, зато напакостить – охотно и всегда!
Не думаю, что лицензии на ремонт английских танков времен Первой Империалистической нет даже на всемирно известном Нижнетагильском танковом заводе. Так что, виват “Звездочке” и ее благородным руководителям, бескорыстно спасающим очередной гибнущий артефакт!
Руководство Архангельского областного краеведческого музея , расположенного в изрядно обветшавших Гостиных дворах, может ликовать – проявление доброй воли подразумевает, что из нищего музейного бюджета на реставрацию танка, находящегося на его балансе, не будет взято ни копейки. Средства можно смело нацеливать на латание прохудившейся крыши и ремонт помещений.
Планируемая реставрация танка – свидетеля Интервенции Антанты на Русском Севере продлится примерно год, и есть полная уверенность, что пройдет она на должном уровне. Авиакомпания “Руснорд” - Архангельские авиалинии”, подключившаяся к проекту, выразила готовность безвозмездно доставлять к месту работ экспертов из любого уголка нашей необъятной родины, резонно полагая, что, скорее всего, они сгруппировались в Москве.
Время и маршрут продвижения танка в Северодвинск сохраняется в тайне. Времена нынче лихие, а береженого и бог бережет! Тем более что из памяти архангелогородцев еще не выветрилась история о пропаже нескольких десятков останков боевых самолетов, переданных откопавшими их энтузиастами-историками на “ответственное хранение” городской администрации в начале 90-х годов прошлого столетия. Подразумевалось, что со временем из этих некогда грозных машин, с огромным трудом извлеченных из-под земли, из болот и озер, будет создан авиационный музей.
В ценности чудо-экспонатов сомневаться не приходилось, один лишь “харрикейн” (британский истребитель, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу) был оценен экспертами в 1 миллион фунтов стерлингов. Западные коллекционеры незамедлительно проявили свой интерес. В результате, искушение одержало верх над совестью и патриотическими чувствами...
Вернувшись из очередной экспедиции, энтузиасты с горечью констатировали, что из оставленной ими коллекции не осталось, не то что пропеллера, но даже простого болта, способного подтвердить, что коллекция вообще когда-то существовала. Концы в воду! А вскоре зарубежные каталоги подтвердили свежие поступления в известные коллекции. Как повелось, виновных в пропаже ценностей национального масштаба не оказалось. Да их никто и не искал, ведь злосчастные самолеты официально никем не принимались.
Примерно в этот же период американцы пытались “заинтересовать” руководство Центрального военно-морского музея предложением отправить в США на реставрацию гордость тамошней экспозиции - истребитель “И-16”, принадлежавший прославленному североморскому летчику Дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.
К чести руководства, “заманчивое” предложение было отклонено. С самолетом успешно справились отечественные специалисты, попутно обнаружив в кабине ряд ценных документов военной поры. В частности – полетную книжку героя.
Так что пожелаем “Звездочке” успехов в нелегкой, но благородной работе по спасению национальных ценностей. Что характерно, по словам одного из участников проекта по восстановлению танка, англичане на просьбу выслать его чертежи скромно промолчали.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.