На днях стало понятно, что договор о межбюджетных взаимоотношениях c Ненецким автономным округом Архангельск подписывать не собирается. А это значит, что со следующего года область, возможно, будет распоряжаться бюджетом нефтедобывающего округа.
И финансировать НАО по своим нормативам – как рядовой район. Нормативы же эти рассчитаны, исходя из численности населения региона – совсем небольшой, меньше пятидесяти тысяч человек. Правда, речь идет о Заполярье, да к тому же о стратегически важной для страны территории. Формально НАО является составной частью области, но также и самостоятельным субъектом РФ, со своим бюджетом. Однако недавние изменения в федеральном законодательстве заставляют вести финансирование округа только через Архангельск.
Ненецкие парламентарии предложили Госдуме РФ принять поправки в Бюджетный Кодекс, дабы исключить подобное развитие событий. Каковы шансы на его принятие?
Чиновники из аппарата Госдумы и эксперты, опрошенные нами, по поводу перспектив прохождения в парламенте РФ законодательной инициативы из НАО высказались определенно. Перспективы эти, мягко говоря, выглядят не слишком радужными. Хотя бороться, наверное, все равно стоит – хотя бы из принципа.
Итак, сотрудники аппарата комитета по бюджету и налогам Госдумы сообщили, что им поступили документы по инициативе ненецких парламентариев. Этим занялся вице-спикер Думы, депутат от НАО Артур Чилингаров. Но точно не известно, когда именно комитет ими займется – ведь сейчас идет работа над бюджетом Российской Федерации. Вряд ли к проблеме Ненецкого округа перейдут до того, как утвердят окончательно российский бюджет.
Но даже если в ноябре или декабре комитет и рассмотрит законодательную инициативу Нарьян-Мара, а по итогам рассмотрения рекомендует вынести ее на пленарное заседание, то конкретную дату рассмотрения законопроекта должен утвердить Совет Госдумы.
В беседе со мной руководитель центра “Информация и экспертиза” Сергей Непомнящий высказался довольно определенно. Его центр много лет сотрудничает с Институтом Счетной палаты РФ, и бюджетные вопросы Сергею Непомнящему знакомы хорошо. Он полагает, что шансы найти одобрение в парламенте у обсуждаемого законопроекта невелики, а возможность того, что он вступит в силу до начала следующего года, вообще стремятся к нулю.
Три чтения в Государственной Думе, потом три чтения в Совете Федерации, потом подписание его президентом РФ и официальное опубликование – за два с половиной месяца это при нынешних темпах работы государственной машины практически немыслимо. Кстати, спикер Совета Федерации Сергей Миронов недавно ехидно заметил, что в верхней палате давно уже стало традицией заканчивать пленарные заседания задолго до официального времени перерыва: он намекнул, что коллеги из нижней палаты не слишком изнуряют себя работой, и Совфеду просто нечего подчас рассматривать.
- Я думаю, что Министерство финансов выступит против инициативы по изменению норм Бюджетного Кодекса. Его логику можно понять: если ставится задача выравнивания уровней жизни в различных регионах, то куда удобнее решать ее не за счет федеральных денег, а за счет других субъектов Федерации. Да и с чего кто-то должен жить лучше только потому, что в его регионе обнаружили нефть, а у соседей – нет?
Однако же у округа, даже если его поправку отвергнут, есть шансы улучшить свое положение. Необходимо выходить с тщательно просчитанными и обоснованными программами, которые Архангельская область должна будет принять и использовать на их осуществление часть полученных от округа денег. Скажем, речь идет об экологических программах – без которых в обозримом будущем природу округа может ждать катастрофа. Или программы поддержки коренных малочисленных народов, и так далее. Если в области нет на это бюджетных нормативов, то следует добиваться их принятия.
Что же, замечу от себя, если не произойдет чуда, то следует быть готовым к тому, что округ войдет в новый год с совершенно иной системой распределения финансовых средств. Эту систему надо формировать в ходе переговоров с Архангельском уже сегодня. В конце концов, я полагаю, администрация этого региона столь же мало заинтересована в социальных катаклизмах, как и руководство НАО. Областные программы, нацеленные на защиту интересов округа – предмет торга, предмет переговоров. Как говорится, надейся на лучшее, но готовься к худшему. Времени было потеряно и так слишком много...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.