Приближается круглая дата — тысячелетие со дня смерти Князя Владимира. О том, какова его роль в становлении российской государственности и можно ли именно его считать основателем нового государства, рассказал в интервью Pravda.Ru профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
"Российская государственность начала складываться задолго до Владимира, но благодаря Владимиру был совершен некий качественный рывок. Русь все-таки восприняла не только христианство, но и политическую, и культурную парадигму Византийской империи. Но при этом не слепо ее восприняла, а соединила с тем, что было в собственной государственной традиции. Русь была достаточно открыта к такому влиянию извне. Поэтому можно считать, что государство, которое развивалось потом более тысячи лет и преемником которого является современная Россия, Владимиру обязано практически всем", — заявил Владислав Петрушко.
Корреспондент Правды. Ру поинтересовался, верно ли оценивать его роль как государственного деятеля позитивно-негативно с точки зрения истории? Его упрекают в гонениях на язычников, приведших к массовому террору…
"Я думаю, что эти обвинения достаточно голословны. Нам известен буквально единственный эпизод — это восстание новгородцев. Но оно явно имело под собой не религиозную основу, иначе через буквально несколько лет после крещения новгородцев вряд ли бы возникла в Новгороде епархия. Я думаю, что восстание новгородцев имело под собой политическую основу. Новгород и Киев были давними соперниками, и в Новгороде принимали обостренно зависимость от Киева. Новгород чувствовал себя обделенным, чувствовал зависимость от Киева, не хотел платить дань князю. Я думаю, что все это было в основе восстания, потому что его как-то достаточно легко подавили и в Новгороде христианство стало бурно развиваться. Если обратиться к западным хроникам, то Карл Великий насаждал железом и кровью христианство среди германцев, половину саксов пришлось истребить, чтобы крестить вторую половину", — отметил Владислав Петрушко.
Профессор подчеркнул также в беседе с корреспондентом Правды. Ру, что язычество существовало на окраинах Руси достаточно долго, с этим мирились. "Однако Церковь применяла приемы, чтобы мирно избавиться от наследия язычества. Яркий тому пример — Масленица. Это языческий праздник, посвященный Богу солнца Яриле. Но он празднуется перед великим постом, и сейчас уже никто не вспоминает, что блин — символ Масленицы — это символ божества солнца. И эти хитрости позволяли мирно, безболезненно со временем всю эту языческую муть как-то изжить. Я не думаю, что тут Владимиру может быть какой-то счет предъявлен".
Владислав Петрушко отметил, что Владимир был настолько максималистом по своей натуре, что он все воспринимал как религиозную истину. "Когда Владимир был язычником, то это были буйство, оргии с какими-то безобразными проявлениями, но когда Владимир это преодолел, он сам говорил, что жил, как скот, но он благодарит Бога за то, что он его просветил и от этого всего дал ему возможность избавиться. Но Владимир максималист и в христианстве. Впервые на Руси была отменена смертная казнь при Владимире. Обращаются к Владимиру даже священнослужители, которые пытаются ему объяснить, что, к сожалению, не дорос еще человек наш до того, чтобы это принять, что приходится насилие применять, потому что иначе заповедь "Ни убий" не удастся исполнять, не казня разбойников, мы превращаем страну в место, где нормальным людям невозможно жить. И Владимир был вынужден вернуть смертные приговоры".
Читайте также:
В Мосгордуму принесли подписи в поддержку памятника князю Владимиру на Воробьевых горах
В России начинаются масштабные мероприятия в честь князя Владимира. Оппозиция в шоке
Из Москвы купеческой в Москву развлекательную
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.