Социолог и политолог Валерия Касамара в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказала, как отразятся санкции на национальной идее.
— Поменяют ли санкции, угрозы внутреннее самоощущение РФ. Способствует ли они появлению или проявлению более явственному национальной идеи? Условия, в которых мы оказались, это зло для нас или благо?
— Для нас это явно зло, потому что национальная идея не должна выполнять роль МЧС. В данном случае получается критическая ситуация, из которой мы пытаемся вырулить за счет активного формирования общественного мнения. Национальная идея — это нечто иное, а не то, что у нас появляется в режиме кризиса.
Сейчас можно говорить о том, что будет какое-то расколотое общество, для большей части которого будет четко отпозиционирован внешний враг, благодаря которому происходит все то, что происходит. Вторая часть общества будет более критично оценивать события, пытаться найти причинно-следственные связи, понять, что происходит.
Это те люди, которые могут почитать не только русскоязычные СМИ, но и англоязычные, то есть их меньшинство. Для той части населения, которая потребляет информацию с центральных телеканалов картина, будет представляться в одном свете. Но я бы не говорила о национальной идее.
Речь идет о том, как мы выстраиваем внутреннюю политику в условиях критической ситуации. На сегодня мы можем гипотетически предположить, во что все это выльется, и как эти санкции отразятся на среднестатистическом россиянине. Чуть позже это будет действительно видно. На нашей повседневности санкции еще не отразились.
— Кажется, большинство стран могут метаться, менять направление вектора своего развития, но такие крупные державы, как Россия, Китай или США этого не могут себе позволить — на них возложена иная миссия, другой тяжкий крест. Есть ли у России некий "третий путь" или она вполне вписывается в общую картину?
— У России, если брать историю последних 20 лет, нет ни одного случая, когда бы мы признали, что были не правы, и, мне кажется, что величие державы как раз и заключается в том, что она может давать очень критические оценки самой себе. То есть, величие и "пивной" патриотизм — не для великой державы. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, уметь корректировать свое поведение на международной арене.
— Можно ли говорить о том, что санкции, угрозы изоляции помогут России определить дальнейший путь?
— Происходит постепенное закручивание гаек, причем, как на законодательном уровне, так и неформально, когда есть определенные решения, корпоративные, которые нигде не прописаны, но все понимают, что можно делать, а что нельзя.
И поэтому получается, что всех сторон тренд очевиден, и для тех людей, которые решили, что живут в свободной демократической стране, свободной в своих решениях, передвижениях, последнее время это ощущение улетучивается, и сейчас оно становится все более эфемерным.
Между тем другой опрошенный Pravda.Ru эксперт — историк Третьего рейха, писатель и публицист Константин Залесский, напротив, считает, что санкции сплотят россиян. Познакомиться подробнее с его точкой зрения можно здесь.
Читайте также:
Санкции подарят РФ национальную идею
МИД России: Вашингтон опирается на домыслы, собранные в социальных сетях
Война на Украине — "священная корова" США
Дэвид Кэмерон: Крушение "Боинга" должно стать новым катализатором для санкций против России
Одиннадцать мифов от Соединенных Штатов
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.