Руководитель направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономист и политолог Никита Масленников в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал об экономических трудностях, с которыми сталкиваются простые жители Крыма.
— В Крыму трудности. Подорожали продукты, выявлены махинации с медикаментами… Украинские СМИ злорадствуют, но ведь это не поле перейти — встроить целый регион в другую страну. С вашей точки зрения, каковы первоочередные задачи, которые надо решить в Крыму? Как Вы оцениваете действия местных чиновников? Чего сейчас не хватает местным властям?
— Это уже делается. Нужно делать все, чтобы финансовая банковская система Крыма заработала, потому что переход с гривны на рубль состоялся, но в целом, в этом переходном периоде сеть банковских точек не покрывает территорию Крыма в полном объеме.
Отсюда возникают проблемы с банкоматами, обналичиванием денег, доведением пенсий и социальных пособий до конкретных граждан. Есть болезнь роста. Еще не все украинские банки определились, остаются они в Крыму, или уходят. Не все российские банки, которые могут там работать и горят желанием это делать, туда зашли. Возникают проблемы взаиморасчетов между Крымом и остальными регионами России.
Отсюда могут возникать перебои с покрытием потребностей на товар, так же, как и крымчане не всегда могут, это, кстати, актуально в период созревания фруктов и овощей, продать. Особенно, если кто-то заключает соглашения о поставках в Москву, другие города.
Пока еще расчетная система хромает, но я думаю, что это пока детская болезнь переходного периода, который не может проходить быстро. Думаю, до конца лета эту проблему наши власти решат.
Вторая по важности проблема — бюджетирование Крыма. И очевидно здесь, переходный период, который предполагался до 1 января 2015 года, должен был продлен, потому что не все так просто с налогами, доходной базой крымского бюджета, так же как и базой города Севастополь.
Здесь очевидно, до конца этого и большая часть следующего года Крым будет находиться на бюджетном трансферте со стороны наших центральных, властей. Потому что, сейчас пока доходная база крымского бюджета наполнятся теми сборами, которые происходят на местах не более чем на 7-8 процентов.
Здесь возникает третья проблема — включение крымских предприятий, юридических лиц в российское правовое пространство. Проблемы перерегистрации, земельного кадастра. Урегулирование земельных отношений в России и на Украине значительно отличаются, поэтому здесь потребуется взвешенный подход и терпение со стороны Москвы.
Люди, особенно бизнесмены должны привыкнуть к тому, в каком праве они работают, для этого они должны, как уже зарегистрированные юридические лица РФ понять, как работает налоговая система, она тоже отличалась от украинской.
По мере решения этих проблем крымский бюджет начнет наполняться своими доходами. Думаю, если все пойдет по плану, то есть неплохие шансы через 4-5 лет вывести Крым и Севастополь на бюджетную самообеспеченность, чтобы они со временем, концу десятилетия стали регионом-донором.
Но нельзя терять понимание, что людям крайне не просто, есть и материальные проблемы, и психологическая перестройка, поэтому, все что я говорил — принципиально важно с точки зрения экономики Крыма, но еще более важной задачей может быть социальное самочувствие людей.
Пенсии должны выплачиваться в полном объеме. То же самое касается работников бюджетных учреждений. С этим есть еще проблемы. Есть и такие, что не хватает мелочи. С гривны на рубль перешли, а в торговых точках не хватает, элементарно, российских монет, чтобы рассчитываться. Поэтому цены округленные, тянутся вверх за российскими, и есть расчеты, что по ряду товарных позиций они поднялись от 20 до 40 процентов.
Какая-то часть роста идет за счет округления, за счет беспорядочности денежного обращения. Но это тоже задача, которая до конца лета должна быть решена, потому что все, что необходимо для этого делается.
Сейчас курортный сезон, есть возможность заработать и на этом, но уже в сентябре, люди должны почувствовать, что проблемы решаются, есть успешное продвижение, результаты. Есть еще и другие проблемы, но они касаются того, что здесь, в Центральной России организациям и структурам исполнительной власти надо научиться очень точно и взвешенно считать, сколько стоит инфраструктура в Крыму, сколько стоит возведение объектов энергоснабжения, водоснабжения, что крайне актуально.
Есть один классический пример. Мост через Керченский пролив, вначале, когда еще крымского референдума не было, нас заваливали победоносными высказываниями, что вопрос ерунда, 35, максимум 50 млрд рублей. Прошло некоторое время, и сегодня это уже стоит по различным оценкам, противоречивым, исходя из правительственного уровня РФ — от 280 до 320 млрд. Может пора остановиться и правильно посчитать? И это по каждому объекту.
Без электричества и без воды невозможно. И так же, как и без моста. Поэтому вопрос финансового счета, качественного планирования, планирования стоимости инвестиционных проектов, это проблема не столько крымская, сколько общероссийская. Этим надо правительству заниматься, поскольку крымчане будут тоже налогоплательщиками, а деньги любят счет. Если правительство не умеет считать собственные деньги, то уповать на то, что будет приходить частный инвестор на некоторые проекты, было бы оптимистично.
— В чем должна выражаться первоочередная поддержка из центра: финансы, специалисты?
— Сейчас нужна нормальная работоспособная финансовая система и специалисты, которые это могут делать. Это касается и банковской и бюджетной системы, сбор и исполнение бюджета. А что касается других сфер деятельности, то тут будет ясно, немного погодя, когда мы поймем вместе с крымчанами, на какой планке находятся эти предприятия, какой у них потенциал.
Когда это будет понятно, тогда потребуются специалисты, а может оказаться и так, что всего достаточно, и просто регион развивался в Украине в последние десятилетия по условиям остаточного принципа, то может стоит сначала собрать все. Сейчас раскидано, с точки зрения, человеческого потенциала. Были люди, работающие на оборонных предприятиях, а теперь они где, были, кто работал на судостроении, где это теперь?
Очень важная задача знать кадровый потенциал, на что люди сами могут рассчитывать, кому-то переобучение, переквалификация. Крым требует подхода с точки зрения человеческого потенциала, здесь нужен баланс труда, составленный на 10-15 лет. Ведь, все-таки люди, с точки зрения современной экономики, несколько важнее, чем объем инвестиций, поскольку инвестиции, в первую очередь должны вкладываться не только в железо и технологии, но и в людей. Здесь важно не ошибиться, и знать, что происходит на рынке труда в Крыму. А с учетом этого потребуются миграционные потоки из России, а может и из Крыма.
Стоят задачи виноделия в Крыму, они могут быстро увеличить выход своего крымского вина. А хватит ли для этого человеческой силы, и какие специалисты нужны, чтобы увеличить выпуск вина. Это маленький пример. Но по каждому проекту нужно знать, как наращивать человеческий потенциал.
Если это все будет поставлено во главу угла, тогда с остальными проблемами мы справимся, как запускать банковскую денежную систему и строить нормальный бюджет, Россия умеет, а остальные вопросы носят характер болезненного вызова не столько для Крыма, сколько для России.
Читайте также:
Александр Гущин: Все проблемы Крыма решаемы в долгосрочной перспективе
Виктор Агеев: У крымчан крепкая генетическая память о фашизме и об оккупации Крыма
Андрей Белоусов: Крыму для самоокупаемости нужно 260 млрд рублей
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.