Профессор Таврического университета в Сиферополе, политолог Андрей Никифоров рассказал Pravda.Ru о процессе национализации украинской недвижимости в Крыму и проблемах, которые при этом возникают.
— Каким образом осуществляется национализация объектов недвижимости на полуострове?
На самом деле, в момент, когда только формировался вопрос крымского референдума, специальным постановлением указывалось, что в случае положительного ответа на вопрос о вхождении в состав РФ, это влечет за собой провозглашение независимости Крыма, с последующими шагами, направленными на осуществление республиканскими властями полного суверенитета на территории республики Крым. Что любопытно, эта территория рассматривалась вместе с Севастополем, по согласованию с севастопольскими городскими властями, то есть, чтобы Севастополь выходил из состава Украины вместе с республикой Крым, как одно подразделение, как единая республика.
В ходе подготовки к референдуму подразумевалось, что вся собственность Украины на территории республики национализируется, национализируются все доли в предприятиях и организациях, которые созданы при участии Украины. Дальше все общественные организации, в том числе и профсоюзные, которые не имели какого-то республиканского представительства, само собой переходили в разряд республиканских, а те, кто не имели такого республиканского представительства, тоже национализировались. То есть, можно сказать, что все государственное имущество, в той или иной степени принадлежащее украинскому государству, было взято Крымом под свою юрисдикцию.
Дальше начинается процесс перераспределения всего этого имущества, то есть, по всей видимости, окончательно это может быть произведено специальным договором с РФ о предметах ведения, потому что есть собственность федерального уровеня, есть собственность совместного ведения, есть уровень компетенции республиканских властей, и та собственность, которая именно республике принадлежит. Вот это все, по всей видимости, еще должно пройти определенное согласование, и, насколько я знаю, окончательно здесь полной ясности еще нет.
Сейчас крымские власти, кстати, находящие полное понимание этой позиции в федеральном центре, ставят вопрос о необходимости некого переходного периода, в рамках которого действовал бы особый правовой режим. В том числе он будет касаться и этих национализированных объектов, потому что есть просто процессы, которые безболезненно приостанавливать на полдороги нельзя. Такой пример: около 60 000 заявлений на получение земельных участков находятся в процессе работы. Процессы эти длились годами, 5-6 лет это вообще не срок, некоторые и дольше ждали, у некоторых этот процесс пошел, а это всегда какие-то затраты, как минимум, морально-психологические, финансовые. Так вот, вопрос: позволить людям по украинскому законодательству закончить этот процесс и получить земельный участок, или остановить это все, то есть, по сути, обнулить, не зависимо оттого, как далеко зашел этот процесс.
То есть, такие вот моменты, они сплошь и рядом попадаются, требуют, конечно, такой специальной заботы, специального внимания, и договоренностей между крымскими властями и федералами о том, как поступать в каждом конкретном случае. В принципе, это вот такие инновации, которые можно на Крыме отработать, потому что так складывается, что, возможно, Крымом их применение не ограничится, уже очередь выстраивается тех, кто хотел бы последовать нашему примеру.
— Как, по-вашему, можно решить проблему с лагерем "Южный", который после референдума попал в список собственности Крыма, но до этого принадлежал облсовету Луганской области? Сейчас луганские власти просят крымских и российских коллег вернуть детский лагерь, возможно ли это?
— Мне трудно говорить так конкретно, потому что я все-таки не занимаюсь в оперативном плане такими вещами, здесь, конечно, вам неплохо побеседеовать, допустим, с министром курортов и туризма.
Вопрос в том, насколько луганские власти на сегодняшний день луганские, потому что-то, что там происходит, ставит вопрос о том, кто в Луганске легитимная власть. Второй момент, я не думаю, что проблема в том, что луганским детям негде отдыхать, проблема заключается в том, кому это может принадлежать, и в данном случае, как обычно решаются имущественные споры, это требует просто согласования сторон. Думаю, никого особо обижать не будут, тут вопрос заключается в том, что этот самый суверенитет, он как бы обнуляет очень много из того, что было в прошлой жизни. Мы как раз говорили о необходимости переходного периода, это не исключает и таких достаточно жестких шагов, они неизбежны, а дальше надо просто смотреть в каждом конкретном случае.
Я думаю, луганских детей крымчане вовсе не намерены обижать. А поскольку обе стороны действуют в интересах детей, одних и тех же, а не разных, то, в общем, у них есть шанс договориться. Это не официальный Киев, который как бы договориться особо не стремится, и в общем-то, преследует другие, противоположенные нашим, интересы, и с которым договариваться практически не о чем.
Читайте также: Сергей Рябков: "Крымский сценарий" не повторится на юго-востоке Украины
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.