Завтра в Санкт-Петербурге в Русском музее открывается выставка "Святые Шестидесятые".
Первая мысль, которая приходит в голову — о шестидесятых прошлого века. Которые в своей искренности, чистоте и наивности из двадцать первого века выглядят и в самом деле святыми.
Однако шестидесятые годы — рубеж середины столетия. начало исхода столетия, по всей видимости, повторяется из века в век. И на выставке будут представлены "шестидесятники" позапрошлого века.
На экспозиции будут представлены около 350 работ, среди которых живопись, графика, скульптура из собраний Русского музея, Эрмитажа и Третьяковской галереи. Самые значительные работы этого времени принадлежали передвижникам. На выставке можно будет увидеть работы художников, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок: Василия Перова, Леонида Соломаткина, Иллариона Прянишникова, Ивана Крамского, Николая Ге, Михаила Клодта, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина. В работах этих живописцев в тот период русской истории на смену поэтическому восприятию мира приходило его критическое осмысление и желание силой искусства способствовать преобразованию жизни. В работах отчетливо прослеживается выработка и утверждение новой эстетики художественного творчества, возникшей в середине столетия.
Основным акцентом выставки станет творчества Василия Перова — можно будет увидеть такие его картины как "Проводы покойника" и "Тройка" из коллекции Третьяковской галереи. Третьяковка же предоставила для выставки знаменитое полотно Н.Н. Ге "Тайная вечеря", послужившее в свое время манифестом, провозглашающим основы нового взгляда на историческую живопись.
В1863 году по возвращении в Россию Н. Н. Ге выставил картину "Тайная вечеря", потрясшую Россию, как когда-то потряс её "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова.
Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда — собирательный образ — "без лица".
Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски. Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, Петра — с самого себя. Христос у Ге приобретает сходство с А. И. Герценом и имеет некоторые черты с певцом Г. П. Кондратьевым.
Картина была выполнена в подмалевке в течение недели, за несколько месяцев закончена и в 1863 году привезена в Петербург. Реакция была не однозначна. Реакционная пресса усмотрела в картине "торжество материализма и нигилизма", а цензура запретила воспроизводить ее. Академия вынуждена была признать оригинальность картины, выдающееся дарование её автора. Ге был избран действительным членом Академии художеств.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.