Гайдай Советского Союза

В рижском издательстве Polaris вышла книга о Леониде Гайдае. Такая книга могла бы выйти и в крупном московском издательстве. Творческая биография режиссера была издана к его восьмидесятилетию.

Издание включает в себя свидетельства и воспоминания очевидцев гайдаевского творческого процесса, коллег и друзей, полная реконструкция создания "Самогонщиков", "Операции "Ы"", "Кавказской пленницы", "Бриллиантовой руки", "Ивана Васильевича", "За спичками" и других фильмов режиссера, которого по праву считают всенародным любимцем — никто и никогда в истории советского кино не смог побить рекордов посещаемости кинотеатров, установленных во время демонстрации фильмов Гайдая.

Самые популярные герои Гайдая – комическая троица Балбес, Трус и Бывалый впервые появились в 1961 в поставленной им по собственному сценарию новелле Пес Барбос и необычный кросс в комедийном киноальманахе Совершенно серьезно. Благодаря тому, что в комедиях Гайдая задача «высмеять» (сатира) стала явно уступать задаче «рассмешить» (эксцентрика, пародия), эти герои приобрели определенное позитивное обаяние и стали чрезвычайно популярны у зрителя. Персонажи Никулина, Вицина и Моргунова стали переходить из фильма в фильм, обретая статус фольклорных комических масок. Вместе с тем попытки использования этих же персонажей другими режиссерами (Дайте жалобную книгу Э.Рязанова, Семь стариков и одна девушка Е.Карелова) заметно снижали их комедийный потенциал. Что же касается фильмов Гайдая, то Операция «Ы»... и Кавказская пленница предлагали зрителю не просто удачно найденные комические маски, но целый пародийный микромир, где смешным было все – от главных положительных героев до мимолетных реплик и мельчайших деталей реквизита (примечательно, что и сам Гайдай весьма удачно исполнял эпизодические комедийные роли). Именно поэтому его фильмы стали чемпионами проката и частью народной смеховой культуры. Рискнув отказаться от излюбленных героев и снять Ю.Никулина в главной положительной роли в фильме Бриллиантовая рука, Гайдай, однако, добился еще большего успеха и упрочил свою славу одного из корифеев советской кинокомедии. Ряд комедий-экранизаций, поставленных по произведениям И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, М.Зощенко, также были успешным творческим переосмыслением литературного оригинала с помощью комических трюков и эксцентрики.

После относительных неудач в фильмах Инкогнито из Петербурга, За спичками, Спортлото-82, когда режиссер не попадал в «десятку» с выбором актеров или не находил по-настоящему злободневного либо «культового» сюжета, у Гайдая наступила полоса творческого простоя. Довольно долгое время (1983–1989) он снимал в основном сюжеты для киножурнала «Фитиль». В конце 1980-х годов на экран вышли две новые комедии Гайдая – Частный детектив, или операция «Кооперация» и На Дерибасовской хорошая погода... Во втором фильме вновь проявились лучшие черты гайдаевской комедии (сочетание эксцентрики и злободневной пародии), его герои вновь «пошли в народ». Однако этот фильм оказался последней работой Гайдая.

Умер Гайдай в Москве 19 ноября 1993 года.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить
Последние материалы