В Москве, в помещении театра "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева, собрались на Всероссийскую режиссерскую конференцию 400 режиссеров.
"Проведение нынешнего собрания — это не чиновничья инициатива, конференция рождена самой жизнью российского театра и тем, что с ним происходит, — сказал председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин.- Российский театр переживает сегодня непростые времена, и важно понять, можем ли мы воздействовать на эту ситуацию или будем наблюдать, как разрушается уникальный режиссерский ансамблевый театр".
Впрочем, ничего особо трагичного в разрушении режиссерского театра нет — если принять как аксиому развитие искусства по спирали, то на данном витке просто начинается развитие актерского театра, с которого, собственно, и начинался российский театральный процесс, когда режиссерские функции были ограничены исключительно организаторскими моментами. За более чем вековую историю российского режиссерского театра были достигнуты успехи мирового порядка и вписаны несколько страниц в историю театра мирового.
Впрочем, сегодня, рано говорить о стагнации ансамблевого театра, можно говорить только о кризисе, а кризис для российского театра — явление настолько обычное, что можно не придавать ему экстраординарного значения.
Тем не менее, режиссерская конференция — чрезвычайно полезный форум хотя бы потому. Что коллегам всегда есть, что обсудить.
По словам Калягина, за эти два дня, что будет идти конференция, самый малочисленный, но самой главный театральный отряд — отряд режиссеров должен поговорить и решить, куда движется российский театр.
"Были Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров — они спорили, но, тем не менее, вместе сумели заложить основы прекрасного русского театра, который оказался в авангарде мирового театрального процесса, — сказал Калягин. — Вопрос о том, способны ли мы сохранить это бесценное наследие великих учителей — вот о чем нужно сегодня говорить на конференции".
Первая подобная режиссерская конференция, которая состоялась в 1939 году, связана с трагическими событиями — вскоре после нее был арестован Всеволод Мейерхольд. Потом в 1980 годы была создана Гильдия режиссеров, но скоро она прекратила свое существование.
"Изменить ситуацию — в руках тех, кто собрался на сегодняшнюю конференцию и составил весь цвет российской театральной режиссуры", — подчеркнул Александр Калягин.
Однако изменить ситуацию — значит вмешаться в объективный ход театрального процесса, обусловленного массой объективных же условий, а далеко не просто сделать, собравшись на конференцию.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.