Казах Ербол Мельдибеков впервые "прозвучал" на последней биеннале в Венеции, где куратор Виктор Мизиано показывал его работы в павильоне стран Средней Азии.
Слово "гипермусульманин" несколько напоминает вышедший уже из употребления термин "киберпанк" и, видимо, станет вскорости очень модным. Ведь виртуальная грязь киберпанка намного менее в фокусе, чем острый глаз гипермусульманина.
Насилие в разных видах - обязательный компонент работ Мельдибекова. Иногда оно выглядит комично и не страшно, но порой предстает отзвуком ближневосточных конфликтов. Конечно, Ербол пропускает насилие через несколько культурных фильтров - делает его намеренно архаичным и утрированно геометрическим (фотосерия с головами в песке).
Для художников, принадлежащих к культурам-новичкам в области современного искусства, характерно желание предложить зрителю свою аранжировку классических произведений. Ербол Мальдибеков начал с "конца искусства" и воссоздал "Черный квадрат" Малевича в виде колонии степных насекомых.
Частный, восточный случай "Квадрата" получился оригинальным сочетанием органики и системы, в котором система принадлежит, конечно, европейской культуре, а органика экспортирована прямиком из степей Казахстана.
Искусство Мельдибекова, конечно, не исчерпывается оммажами шедеврам. С европейским искусством Мельдибеков ведет намного более сложный диалог. Трудно воспринять инсталляцию с лошадиными копытами иначе, как изображение последствий варварского нашествия.
Как будто орда неверных прошлась по Падуе и изрубила в куски (лазерами, конечно, это же "Гипер"-мусульмане) статую Гаттамелаты работы Донателло.
Открытие выставки состоится в Галерее М.Гельмана 20 марта 2006 года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.