Вчера в Рахманиновском зале Московской Государственной консерватории прозвучала новая программа болгарского пианиста с мировым именем Весселина Станева.
Снова этот блестящий исполнитель, как и прошлой, и позапрошлой осенью, дает единственный свой сольный концерт в Московской консерватории. География его выступлений обширна — от Европы до Японии, но Москва, в отличие от других столиц мира, где выступает Станев, как магнитом, притягивает музыканта. Да он и не скрывает своих чувств к Альма матер, давшей ему путевку в мир профессиональной музыки.
Успех на европейских сценах, победы на престижных фестивалях и конкурсах, интерес к музыканту известных дирижеров и оркестров, с которыми он выступает в концертах, все это сделало Станева известным в исполнительском мире, но не остановило его совершенствования. Напротив, почитатели его таланта отмечают, как растет мастерство пианиста. Он не просто великолепно техничен, Весселин еще и тонко чувствующий художник, который выстраивает свои программы так, будто старается ответить на самые сложные вопросы современности. И помогают ему в этом верные спутники его творческих устремлений — бунтари и романтики своего времени.
В нынешнем году Весселин привез в Москву "Аппассионату" Бетховена, 7 фантазий Брамса и 12 этюдов Шопена. Программа эта с большим успехом была отыграна им на сентябрьских концертах в Хельсинки (Finlandia-haus "Chamber musik hall") и в Лейпциге (Gewandhaus, Mendelssohn-Saal). Как отмечала местная пресса, исполнение им "Аппассионаты" доказало, что "Станев — талант, и свою репутацию подтвердил", а этюды Шопена в его интерпретации, по мнению критиков, передают "поэтику элегантных салонов Парижа".
Сонаты Бетховена по глубине и силе музыкальных идей не уступают симфониям. И потому кажется не случайным выбор Весселином Станевым именно "Аппассионаты", которая целиком проникнута идеей преодоления страдания силой духа и победы света над мраком (композитор писал ее, уже страдая от прогрессирующей глухоты). Кроме того, музыка эпохи немецкого романтизма вся пронизана патриотическими чувствами, но вот именно И. Брамсу особенно присуща строгая сосредоточенность мысли и взволнованность. "Ничто не бывает так нелепо, как музыка, лишенная скрытого смысла", так считал Шопен. Не правда ли, темы и идеи, которые, доносит до нас своим исполнительским даром Весселин Станев, пожалуй, сегодня даже болезненно актуальны. Это серьезный разговор. Неслучайно доброе и немного смешливое лицо пианиста так преображается за инструментом. В нем появляется решимость и твердость, свойственная только истинным романтикам, а блистательная техника исполнения становится почти грозной силой. Нет, когда пушки гремят или только угрожают этим, музы не молчат. Они вступают в свой бой. За осознание красоты, вечным рыцарем которой является прекрасный болгарский пианист Весселин Станев.
Александра Королева,
специально для "ПРАВДЫ.Ру".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.