Сегодня и завтра на телеканале «Культура» можно посмотреть лучшие фильмы современного европейского кино. Ретроспектива картин Хулио Медема - знаменитого испанского режиссера: «Коровы» и «Рыжая Белка».
«Фильмы, предлагаемые внимаю зрителей, – «Земля», «Рыжая белка» и «Коровы» - это три полнометражных картины Хулио Медема, с которых началась его крупномасштабная кинематографическая карьера», - рассказывает заместитель руководителя студии художественного кинопоказа телеканала «Культура» Анна Доброволькая. - Медема уже сейчас, несмотря на его молодость, справедливо называют культовым режиссёром. Хотя, как известно, «культовый» применительно к кино - весьма неоднозначное понятие. То есть для кого-то это действительно предмет культа, - то, что режиссёр снимает и какое мировоззрение он выносит в свои картины. А для кого-то, возможно, наш показ будет ещё одним любопытным очерком о современном испанском кинематографе. Тем не менее, изящество, яркость, экспрессивность картин Медема, думаю, вряд ли кого-то оставят равнодушным. И, надо отметить, что даже в каких-то вещах, которые априори не могут относиться к чувственной стороне жизни, Медем может быть невероятно чувственным. Например, по отношению к животному или какому-то природному веществу и человеческому телу в том числе».
Медем, родившийся в провинции Испании - Стране Басков (Басконии или Эускарди, как часто называют свою родину сами баски), начал снимать в 15 лет немые фильмы без сюжета, а в 17 уже выпустил несколько короткометражек: «Слепой», «Если бы я был поэтом...», «Театр в Сории» и другие. Параллельно с учёбой на медицинском факультете он работал в качестве кинокритика в баскском еженедельнике «Голос Эускарди», но врачом, к счастью для киноманов, так и не стал. Горячий испанский темперамент, свободолюбие, жажда независимости – всё это есть в фильмах Медема. Как и любой сын Страны Басков, он не может оставаться равнодушным проблемам своего народа. На его счету короткометражный образовательный фильм «Баскский ежедневник» и документальный «Мяч басков. Кожа против камня». Лента «Коровы», один из фильмов Медема, представленный в ретроспективе на телеканале «Культура», рассказывает о конфликте между двумя баскскими семьями, Иригибель и Мендилусе, на протяжении трех поколений. Близкое соседство приводит к бурным столкновениям и взрывам безумной ярости между ними. Драма начинается в 1875 году во время Второй Карлистской войны (кстати, Медем работал помощником режиссера документального фильма «Хроника Второй Карлистской войны») и заканчивается лишь через 60 лет, летом 1936, в начале Испанской гражданской. В течение этого времени сменяются три поколения коров — Тксагорри, Пупилле и Бланка — и три поколения людей, лица которых остаются неизменными. Роли в каждой новелле («Коровы» состоят из четырех отдельных новелл – «Трусливый дровосек», «Топоры», «Темное дупло», «Война в лесу») исполняются одними и теми же актерами, что невольно заставляет проводить аналогии (не говоря уже о присущем фильмам Медема «бытовом» мистицизме) с классиком латиноамериканской литературы Габриэлем Гарсия Маркесом. «Коровы» - история старения людей, мудрых людей и людей жалких. История выживания и история любви — незаконной, ненасытной и почти невозможной, игра теней и страха, лирический фильм, где яркие цвета и контрастирующие с ними темные тона (из-за постоянного дождя) изображают человеческую драму. Мы видим жизнь людей глазами коров: они наблюдают за происходящим безо всякого интереса; в их равнодушном взгляде отражаются человеческие страсти и страхи, амбиции и мелкое тщеславие. Это, в какой-то степени, и есть неосуждающий, беспристрастный взгляд самого режиссёра.
«Талантливый создатель изысканных драм, страстных и интеллектуальных одновременно», - любят говорить о нём кинокритики. Хулио Медем, чьи фильмы обласканы международными призами, сейчас на пике популярности. Так, например, картина «Коровы» получила испанский аналог «Оскара» - «Гойю» - в категории «лучшему режиссёру-новичку», награды Монреальского и Токийского кинофестивалей. «Рыжая белка» удостоена Зрительского приза за лучший иностранный фильм в Канне и награды «Фильм — откровение года» французского журнала «Positive». Завсегдатай кинофестивалей, Медем не перестаёт удивлять любителей так называемого «другого кино». «Рыжая белка», например, - это анти-мачистская притча в форме мистической драмы. История, рассказанная с точки зрения мужской психологии, преподает нам моральный урок против чувства собственности, которым мужчины донимают женщин (в современной Испании проблема дискриминации женщины – мачизм (от слова macho) - стоит очень остро). Сюжет «Рыжей белки» строится на серии как неожиданных, так и ожидаемых ситуаций, возникающих из-за лжи главного героя Хоты (Нанчо Ново), который выдает себя за молодого человека девушки Лисы (Эмма Суарес), страдающей амнезией.
«Мы незначительные существа, потерянные где-то посреди огромного пространства и вечности. Наша жизнь совершенно не интересна законам, которые управляют космосом», - говорит Медем в одном из своих интервью. Но сам он как режиссёр к героям своих лент относится внимательно, наблюдая за ними немного со стороны. Фильмы Медема рассказывают об обычных людях, которым свойственно ошибаться, блуждая по тёмным закоулкам жизни в поисках счастья.
На снимке кадр из фильма "Рыжая белка"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.