Вчера на 74-м году жизни после тяжелой болезни скончался народный артист России Валентин Никулин.
Он окончил престижный юридический факультет МГУ. На два курса старше его учился Михаил Горбачев, отмечает сегодняшняя "Российская газета". Но ни юрист, ни президент из Никулина, к счастью, не получился - по специальности он не проработал ни дня. Потому что на роду ему было написано стать замечательным актером и добрым сказочником. Кумиром детства, одним из самых добрых и самых сказочных персонажей нашего кино и - самым неприкаянным героем нашего театра...
Он был из интеллигентной семьи. Настолько интеллигентной, что особую мягкость и благородство манер Никулина, привитых с детства, с трудом удавалось вытравить режиссерам из кадров. Особенно если играть ему приходилось Смердякова в "Братьях Карамазовых"... Его мама - Евгения Брук-Никулина была музыкантом, отец - писателем, и при знакомстве отец сказал ей, еще ученице 7-го класса: "Обратите внимание, Женечка, как ранний Скрябин похож на Рахманинова!" В такой атмосфере и рос будущий Андерсен и доктор Гаспар из "Трех толстяков"...
После юрфака, по желанию мамы, Валентину Никулину пришлось окончить Школу-студию МХАТ. Затем, по воле судьбы, в 1960-м стать актером "Современника", а в 1961-м начать сниматься в кино. Спеть в телесериале "День за днем" "Ты припомни, Россия, как все это было..." и - стать знаменитым сначала в узком элитарном кругу, а потом и просто знаменитым. Сыграть более чем в 60 фильмах. В чеховской "Душечке", "Крахе инженера Гарина", "Братьях Карамазовых", "Девяти днях одного года"...
В 1990-м - получить звание народного артиста России, по приглашению Михаила Казакова в 1991-м уехать в Израиль. Пытаться открыть двери израильских театров "Габима" и "Гешер", мотаться с концертами и моноспектаклями по стране, выступая перед русскоязычной диаспорой... А затем в 98-м применить к себе шутливое звание "дважды еврея Советского Союза", то есть того, кто эмигрировал и приехал обратно.
Когда он вернулся из Израиля, пришлось хорошо помыкаться, прежде чем найти достойную работу в "Современнике". А хотелось во МХАТ, к Олегу Ефремову... Во МХАТе он начал репетировать пьесу под названием "Интимные наблюдения". Пьесу написал психотерапевт из Барнаула. Олег Ефремов, приглашая Никулина на роль, прокомментировал его первую предстоящую постэммиграционную работу не лучшим образом: "Киндинов отказался, Мягков отказался, Славочка Любшин отказался..." "Сотый сезон, пьеса с тараканами... Один я согласился", - вспоминал потом Никулин.
Но даже за спасения творения барнаульского психотерапевта в штат театра его не брали. Он звонил в разные известные коллективы. Как правило, главные режиссеры были очень любезны, но работу не предлагали...
На помощь пришел "Современник". Чебутыкин в "Трех сестрах" стал для него реинкарнацией. А для зрителей - настоящим театральным шедевром. О Чебутыкине Никулина после спектакля говорили больше, чем обо всех трех сестрах вместе взятых... А потом пошли эпизоды в сериалах, озвучание мультфильмов, сказок... "Я очень устал, поверьте мне. Я теряю себя. У меня такое ощущение, что я не очень вписываюсь в сегодняшнюю Москву, как она ни похорошела, - рассказывал он в одном из своих последних интервью. - На это мне интеллигентные люди говорят: "Валька, какое это имеет значение, что не вписываешься. А ты думаешь, мы вписываемся?" Но я ничего не потерял, ибо я - нищий..."
Итак, сорок лет в "Современнике". Семь лет в Израиле. Девять месяцев тяжелой болезни, когда любимый герой всех детей оказался практически неподвижным и не мог выходить не только на сцену, но даже из дома. 6 августа в 22.15 все это прекратилось, напоминает в "Российской газете" Ирина Корнеева. Как жаль, что мы не увидим этого замечательного актера на сцене.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.