Документальный фильм, премьера которого состоится на телеканале «Культура» 30 мая, рассказывает об одном из крупнейших русских поэтов ХХ века – Георгии Иванове.
В отличие от своих прославленных современников – Блока, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама – Иванов известен значительно меньше, в то время, как современники признавали его первым поэтом русской эмиграции. «Георгий Иванов. Распад атома» - первый и пока единственный телевизионный фильм, рассказывающий о жизни и творчестве поэта.
Действительно, Георгий Иванов известен сегодня куда меньше многих своих современников-поэтов. А ведь он - один из основателей «Цеха поэтов», акмеист, автор четырех поэтических сборников, опубликованных до революции в Петербурге, и еще нескольких, вышедших уже в эмиграции, а также мемуаров «Петербургские зимы», где, по его собственному выражению, «семьдесят процентов выдумки и тридцать правды»…
«Наш документальный фильм о жизни и творчестве поэта называется «Георгий Иванов. Распад атома, - рассказывает режиссер Илья Лайнер, – создан Студией художественных программ телеканала «Культура». «Распад атома» - небольшое прозаическое произведение Иванова, опубликованное в 1937 году в Париже и получившее противоречивые оценки. По мнению его ближайших друзей Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, это гениальное сочинение, однако, большая часть эмиграции придерживалась другого мнения. Сам Иванов считал свой «Атом» поэмой и глубоко религиозным произведением. Для меня в «Распаде атома» заключена вся противоречивая и трагическая суть русской эмиграции и, может быть, всей России, особенно учитывая год выхода в свет – 1937, когда развеялись последние надежды на возможное возвращение».
«Документальных фильмов о Георгии Иванове, как выяснилось, когда автор сценария Николай Мельников предложил мне эту тему, прежде не было, - продолжает рассказ Илья Лайнер. – Конечно, сначала меня чрезвычайно увлекла эта идея. Всегда интересно быть первопроходцем. Но оказалось, что сделать фильм об Иванове чрезвычайно сложно, потому что его архива как такового не существует, а немногочисленные фотографии и рукописи разбросаны по всему миру. Напечатаны его собственные беллетризированные мемуары, воспоминания его жены Ирины Одоевцевой, достоверность и точность которых вызывают большие сомнения, опубликована переписка с друзьями. Однако, невозможно выявить отдельные периоды жизни Иванова, к примеру, ничего не известно о детских годах поэта. Нам не удалось найти ни одной его детской семейной фотографии. Рассказы Одоевцевой о райском детстве Иванова в имении Студенки и пяти счастливых годах учебы в военном училище – чистая беллетристика. В Московском военно-историческом архиве мы обнаружили кадетский журнал Иванова, записи из которого, никогда ранее не публиковавшиеся, будут представлены. Эти заметки педагогов и наставников полностью противоречат тому, что пишет в своих мемуарах Одоевцева. Когда я погрузился в материал и познакомился с крайне противоречивыми отзывами современников о Георгии Иванове, у меня родилась стилистическая идея фильма: я понял, что однозначного решения быть не может, что портрет поэта и эпохи сложится лишь из мозаики разнообразных высказываний и оценок. Каждое мнение об Иванове и его времени было нам при работе над фильмом интересно и ценно. Помимо высказываний самого Георгия Иванова и Ирины Одоевцевой мы используем в фильме свидетельства А. Блока, Н. Гумилева, Н. Берберовой, К. Чуковского и даже безликий комментарий советской кинохроники. Кстати, о кинохронике. Большая часть видеоряда фильма построена именно на ней».
После публикации воспоминаний «Петербургские зимы» Георгий Иванов подвергся гневным нападкам со стороны Анны Ахматовой, Игоря Северянина, Надежды Мандельштам. Его блестяще написанные ироничные портреты многим пришлись не по вкусу. В эмиграции он занялся литературной критикой, вел непримиримые войны с Ходасевичем и Набоковым, причиной которых была отнюдь не только литература. Иванов часто бывал резок и субъективен в своих суждениях и оценках. Одоевцева говорила про него: «Язык как бритва. Он создавал и губил репутации». Однако все из вышеперечисленных литературных оппонентов Иванова признавали его поэтический дар. «Когда Георгий Иванов писал свои стихи, он жил какой-то совсем другой жизнью, пребывал в чем-то божественном», - говорил о нем его ближайший друг, известный литературный критик Георгий Адамович.
В фильме рассказывается о разных периодах жизни поэта: детстве, учебе в петербургском кадетском училище, знакомстве с Блоком и Гумилевым, первом поэтическом успехе, начале романа с Ириной Одоевцевой, революции, войне, эмиграции и снова войне - Второй мировой, после которой Иванов потерял и дом, и средства, и репутацию. Его обвинили в коллаборационизме, хотя в годы войны он не написал ни строчки, значительная часть эмиграции от него отвернулась. Поэт не принимал подобных обвинений и тяжело переживал духовный вакуум, в котором оказался. Последние печальные годы жизни поэт провел в маленьком городке Йере на юге Франции в доме для престарелых… Он тосковал в раскаленной от жары «пальмовой дыре», как он называл Йер, по России, по снежной зиме, даже по русской слякоти… «В Советской России, разумеется, сгнил бы на Соловках, но к эмиграции привыкнуть не могу – органически чужд», - пишет он из Йера. Единственной отдушиной стала для него переписка с соотечественниками, которая приводится в фильме. Поэт вспоминает в письмах богемную петербургскую жизнь, беззаботную, веселую, поэтические вечера, литературные споры ночи напролет, шумные вечеринки, романтические свидания в Летнем саду…
За столько лет такого маянья По городам чужой земли Есть от чего прийти в отчаянье. И мы в отчаянье пришли. В отчаянье, в приют последний, Как будто мы пришли зимой С вечерни в церковке соседней По снегу русскому домой
Это одно из последних стихотворений Иванова, написанное летом 1958 года.
«Зинаида Гиппиус называла Георгия Иванова «поэтом в чистом виде», - рассказывает Илья Лайнер. – Вся противоречивость его натуры, оправдана, на мой взгляд, его замечательными стихами. И это, пожалуй, основная идея фильма. Музыкальность стихов Иванова удивительна и доступна в русской, да и в мировой поэзии очень немногим».
Друг друга отражают зеркала, Взаимно отражая отраженья. Я верю не в непобедимость зла, А только в неизбежность пораженья Не в музыку, что жизнь мою сожгла, А в пепел, что остался от сожженья».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.