С чешским кинематографом современная российская публика, как это не прискорбно признавать, знакома плохо. В лучшем случае, зрители вспомнят имя Милоша Формана. Да и тот известен в России, в основном, по американским фильмам. А, тем временем, чешское кино имеет богатейшую историю и свой «золотой фонд», который, по праву, составляет гордость мирового кинематографа.
Смотрите на телеканале «Культура» лучшие картины чешских режиссеров прошлых лет: 30 мая - «Маргаритки» (реж. В. Хитилова, 1966 г.), 31 мая - «Смерть зовется Энгельхен» (реж. Я. Кадар, Э. Клос, 1963 г.), 1 июня - «Срезки» («Пострижение») (реж. И. Менцель, 1980 г.), 2 июня – «Отвага на каждый день» (реж. Э. Шорм, 1964 г.), 3 июня – «Урок Фауста» (реж. Я. Шванкмайер, 1994 г.).
Эта ретроспектива, прежде всего, отдает дань 60-м годам предыдущего столетия, которые, несомненно, были великой кинематографической эпохой. Именно шестидесятым мы обязаны расцветом чешской кинематографии. Именно с этим временем связаны имена великих чешских режиссеров: Веры Хитиловой, Яна Кадара, Эвальда Шорма, Яна Шванкмайера, Иржи Менцеля и, несомненно, Милоша Формана.
Все режиссеры, картины которых представлены в ретроспективе, – исключительно талантливы, их вклад в историю мирового кинематографа – абсолютно непререкаем. Но их творческие судьбы сложились по-разному. Авангардистка Хитилова, картина которой «Маргаритки» включена в ретроспективу, даже после событий 68 года не покинула Чехословакию. Она решила, что остаться авангардистом на родине намного более достойный поступок, чем, подобно Милошу Форману, уехать в Америку и адаптироваться к голливудским стандартам.
Форман – выдающийся режиссер, он, безусловно, реализовался на Западе, но все же он – «американец». Кинематографическая судьба Хитиловой была к ней благосклонна, наградив ее, таким образом, за преданность корням. Ее популярность на родине была невероятной. И даже если бы Хитилова сняла только «Маргаритки», она осталась бы навсегда в истории кино.
Еще один чешский «шестидесятник» Эвальд Шорм, автор картины «Отвага на каждый день», был признан не только в своей стране, но и на Западе. Эта картина, в которой режиссер поднимает болезненную тему тоталитарного общества, была награждена множеством призов, в ряду которых – «Оскар» за лучший иностранный фильм 1966 года. И третий представитель «шестидесятников» в чешском кинематографе – Ян Кадар, творчество которого представлено картиной «Смерть зовется Энгельхен», военной драмой о последних днях Второй мировой.
Творческий потенциал следующего участника ретроспективы - Иржи Менцеля совершенно безграничен, но смог ли он полностью реализовать его, - открытый вопрос! Бытует мнение, что все-таки главного слова в кинематографе он, по разным причинам, так и не сказал. В ретроспективу вошла его лучшая картина «Срезки», за которую режиссер получил специальный приз МКФ в Венеции «за юмор, хороший вкус и оптимизм». Этот режиссер обладал совершенно потрясающим даром создавать в своих фильмах искрометную атмосферу абсолютно швейковского юмора.
И завершает ретроспективу картина 1994 года «Урок Фауста». Честь ее создания принадлежит безусловному гению, великому кинорежиссеру, сюрреалисту и экспериментатору Яну Шванкмайеру, фильмы которого давно уже стали культовыми во всем мире.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.