Рязанова утомили пошляки

В воскресенье исполняется 80 лет одному из самых мудрых людей нашего времени Эльдару Александровичу Рязанову. Всю жизнь он словно снимает один фильм – про метафизическую печаль земного удела человека.

Если разобраться, то чисто комедий у Рязанова немного – «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Невероятные приключения итальянцев в России». Кстати, главную роль в «Карнавальной ночи» очень хотела сыграть, как пишут некоторые мемуаристы, Галина Вишневская, которой в то время покровительствовал один из членов хрущёвского политбюро. Лишь упорство Рязанова, не видевшего в роли главной героини никого, кроме Гурченко, помешало этому.

Рязанов пришёл в кино в возрасте 23 лет, закончив ВГИК в мастерской великого Григория Козинцева, создателя легендарной кинотрилогии о Максиме. Его совместная с Зоей Фоминой документальная лента «Они учатся в Москве» потянула на диплом с «отличием». До 1955 Рязанов работал в документальном кино, создав даже свой «Остров Сахалин».

«Волшебной феей» для Эльдара Рязанова стал тогдашний руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Он буквально вбил в голову молодого режиссёра, что ему стоит заняться музыкальной комедией. Двадцатисемилетнему режиссёру доверяют снять первый советский широкоэкранный фильм «Весенние голоса» в жанре музыкального ревю. А потом был феноменальный успех «Карнавальной ночи» - даже не верится, что Рязанов четыре раза пытался отказаться от этой постановки.

В эти дни Эльдар Александрович получает тысячи поздравлений, всеми любимые картины показывают практически по всем телеканалам. Нам же хотелось бы заострить внимание на «неюбилейной» теме – той метафизической стороне рязановских шедевров, которая людей с тонкой душевной организацией наводит на философские раздумья о тотальном одиночестве человека в чуждой ему Вселенной, как об этом написал другой мудрец ХХ века Мартин Хайдеггер в книге «Бытие и время».

В самом деле, даже в самых, что называется, «народных картинах» с очень хорошим финалом Рязанов оставляет какую-то щемящую нотку тоски по несовершенству мира, где никогда не было, нет и не будет всеобщего счастья. Вспомните финал «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Разве вам не было бессознательно жаль Ипполита или бывшую невесту главного героя, которых переменчивая фортуна столь быстро лишила ожидаемого счастья? И радуясь за счастливый удел главных героев «Служебного романа, разве можем мы забыть глаза героини Светланы Немоляевой, для которой жизнь превратилась в долгую дорогу увядания, усыпанную листвой несбывшихся надежд молодости, которая не вернётся никогда?

В эти юбилейные дни надо ясно сказать, что Эльдар Рязанов – один из крупнейших философов экрана в истории не только нашего, но и мирового кино. Своё мировоззренческое кредо он потрясающе выразил в стихах «У природы нет плохой погоды», которые скромно выдал не за свои, а за перевод из Уильяма Блейка – родоначальника трансперсональной поэзии.

«Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна», «Жестокий романс», огульно обруганные критической мафией шедевры последних 15 лет – «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Тихие омуты»… Смотреть эти картины тяжело, ибо в них эмоциональная открытость мастерски сопряжена с весьма нелестными наблюдениями над бременем страстей человеческих. Но пересматривать их хочется и хочется – чтобы всколыхнуть свою совесть, которую пытаются вытеснить из нас всякого рода «неопостмодернисты» типа Алексея Учителя, Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева, давно ставшей притчей во языцех Дуни Смирновой, теперь решившей испохабить своим тщеславным непрофессионализмом «Отцов и детей» Тургенева, и автора «Сволочей» Атанесяна.

Мы же позволим себе особо отметить три картины Эльдара Александровича – «Зигзаг удачи», «Гараж» и «Андерсен». В них мастер поднялся до таких этических и эстетических высот, что исследование им глубин человеческой природы следует признать настоящим феноменом искусства ХХ века.

Скажем, «Зигзаг удачи» по праву считается самой мизантропической картиной Рязанова. Парадоксально, но это факт – режиссёр делал фильм по «социальному заказу» Сбербанка СССР с целью рекламы облигаций трёхпроцентного выигрышного займа. Вместо задорной комедии получилась потрясающе грустная история про алчность, алкоголизм как компромисс с совестью и всёразрушающую силу времени.

Созданный в середине семидесятых «Гараж» тогда называли «сатирической комедией». По настоящему смешного в картине нет почти ничего. Просто слёзы на глаза наворачивались у зрителей от пронзительной игры Светланы Немоляевой и Лии Ахеджаковой. Когда пересматриваешь эту картину сегодня, то понимаешь, что она нисколько не устарела. Более того, очевидно, что в «Гараже» Рязанов вынес беспощадный и аргументированный приговор не только реалиям советского времени, но и всему человечеству вполне на уровне Свифта.

А некоторые исследователи справедливо считают, что в «Гараже» Рязанов выразил учение Карла Густава Юнга о беспощадной и тотальной силе архетипов коллективного бессознательного, которые движут поведением и отдельного человека, и социальных групп. Копни, к примеру, какого-нибудь всего из себя такого духовного и возвышенного на словах телеболтуна и окажется, что им движут первобытные инстинкты алчности, жадности и желания сделать так, чтобы «жизнь» прекрасна» была бы только для его клана. Поразительное прозрение сделал в «Гараже» Рязанов, не правда ли?

Интересно отметить, что ряд авторов авторитетного французского ежемесячника «Кайе дю синема» усматривают удивительные параллели между деятельностью правления гаражного кооператива в рязановской ленте и работой нынешнего руководства Федерального агентства по культуре и кинематографии. А также между потрясающими, поистине гениальными, образами, созданными уважаемым Никитой Сергеевичем Михалковым в картинах "Вокзал для двоих" и "Жестокий романс" и нравами его команды, организовавшей последний Московский кинофестиваль.

Что касается «Андерсена», то, к нашему всеобщему стыду, приходится признать, что это послание удивительной этической силы не получило заслуженного общественного внимания. Руководитель ФАККа Михаил Швыдкой обещал поддержку широкому прокату этой картины, но, увы… Постыдно было читать огульные оценки, что дали рязановскому шедевру некоторые критики и критикессы, восхваляющие, в основном, только работы кланов Александра Голутвы и Алексея Учителя.

Обращение Рязанова к загадочной фигуре великого датского писателя поразительно уместно и актуально. В последние годы и на Западе, и у нас некоторые «исследователи» пытаются и Андерсена измазать грязью неофрейдистского толка. Дескать, был он и «голубым», и чуть ли не педофилом. В такой ситуации «Андерсен» Рязанова – это вызов пошлякам всего мира, это поступок, это защита достоинства самого ценного, что дал Б-г каждому из нас, – человеческой души, как справедливо отмечал ещё один мудрец ХХ века ребе Шнеерсон.

«Андерсен» Рязанова – грустная картина. Эта грусть философская, гоголевская по сути. «Скучно на этом свете, господа!» - под этими словами гениального писателя, похоже, готов подписаться и наш любимый и почитаемый юбиляр.

Который, отметим в заключение, в год юбилея не побоялся дать нелицеприятную оценку падению нравов в современном российском кино. Выступая на пресс-конференции в ФАККе перед вручением премии «Ника», Рязанов сказал, что его удручает поток пошлости, картин, воспевающих криминал и аморальное поведение. «Наше кино оторвалось от простого человека, его не интересуют проблемы, волнующие в реальной жизни простых людей. Мы снимаем плоское, пустое, серое кино», - с горечью сказал Рязанов.

И повторил свои оценки на самой церемонии «Ника» к ужасу Михаила Швыдкого и заказчика его шоу «Жизнь прекрасна» Александра Роднянского. Швыдкой даже публично выдал каламбур, перефразируя фразу из пьески изрядно всем надоевших братьев Пресняковых «Изображая жертву»: «Нет, наше кино вовсе не в ж..пе».

С Михаилом Ефимовичем трудно не согласиться – действительно благодаря его руководству оно ещё не там, но где-то рядом. Лишь творчество и мужественная откровенность таких мудрецов как Эльдар Александрович Рязанов мешает ему туда окончательно переместиться.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить
Последние материалы