Спилберг снимет фильм с «Песнярами»

На днях один из самых известных музыкальных коллективов советских времен – белорусский ансамбль «Песняры» – начал двухнедельные гастроли по США. Впрочем, наследники Владимира Мулявина белорусскими музыкантами считаются условно – недавно они перебрались из Минска на постоянное место жительства в Москву. Накануне американского турне корреспондент «Новых Известий» встретился с художественным руководителем «Песняров» Леонидом БОРТКЕВИЧЕМ.

– Что вас заставило сменить минскую прописку на московскую?

– Через полгода после смерти Владимира Мулявина государство почему-то назначило нашим руководителем человека совершенно некомпетентного. Мы давно мечтали уйти из-под государственной опеки «на свои хлеба», и это назначение только подтолкнуло к такому решению. Вместо нас министерство культуры Белоруссии «Песнярами» назначило другой коллектив (свято место пусто не бывает). Собрали обыкновенных мальчиков и назвали их нашим именем. Сейчас, мне кажется, чиновники сами об этом жалеют. Кстати, в Америке к нам присоединится еще один старый «песняр» – Толя Кошепаров, который пел «Вологду».

– Почему «Песняры» подчиняются министерству культуры Белоруссии? В России, например, Минкульт занимается исключительно классикой...

– «Песняры» прославили Республику Беларусь, за это нам и был присвоен статус государственного ансамбля. Было это давно, при Мулявине. Государство предоставило нам мизерную зарплату и репетиционную базу. За это чиновники получили право решать: кому исполнять какую песню, в каком концерте нам работать, а в каком нет. По сути, мы оказались под колпаком. Последней каплей в чаше нашего терпения стала странная ситуация с прошлогодним «Славянским базаром». Мы сделали шесть новых песен, и министр обещал, что все они будут показаны. В результате спели только четыре, а транслировались по телевидению лишь две, да и то старые. Нам ничего не объяснили, сказали: «Вы государственные, и мы вправе вам приказывать». А потом еще и назначили нам сомнительного директора. Авторитет Мулявина не позволял им командовать раньше, а после того как он умер, они стали делать все что хотят. Чиновники и творчество – вещи несовместимые.

– Чем вас не устроил директор Валерий Скорожонок?

– В свое время мы попросили Валерия Скорожонка поучаствовать на подпевках новой песни. Он не смог – потерял голос. Полгода не ходил на работу. Конечно, мы могли бы его уволить, но платили зарплату – жалко было его семью. А потом чиновники поставили его директором, чтобы разрушить нас, подчинить себе «Песняров». Но у них ничего не вышло.

– Это уже второй раскол ансамбля. Первый ведь был еще при Мулявине?

– Да, тогда образовалась группа «Белорусские песняры». После того как они ушли, Мулявин приехал в Америку, где к тому времени я жил уже почти десять лет, и попросил помощи: «Давай возвращайся в коллектив, и будем работать». Мне пришлось оставить все. Сначала Мулявин просто пригласил меня на фестиваль «Золотой шлягер». Я-то думал: выступлю и вернусь. Но когда я спел «Березовый сок», публика услышала мой голос, узнала меня, я понял, что теперь моя жизнь здесь, что я опять вернулся в «Песняры» и опять нужен людям. Оказалось, благополучие и деньги не самое главное.

– Недавно в Кремле отмечали 30-летие ансамбля «Сябры» с участием «Песняров»...

– Нас туда не приглашали. Там работали скорожонковские «Песняры». Это не первый случай. В Нижнем Новгороде, Кирове, Дзержинске на афишах вообще было указано: «Песняры» под руководством Леонида Борткевича», а работали «Песняры» Скорожонка. Это же скандал. По закону патент и право называться «Песнярами» не только в России, но и в СНГ принадлежит нам. Мы уже подали иск в прокуратуру.

– Настоящим «Песнярам» в этом году исполнится 35 лет. Как-то собираетесь отмечать эту дату?

– Да, будет большой вечер в Кремле, на который мы пригласили всех «песняров», работавших с Мулявиным. Этот грандиозный концерт должен пройти в конце октября. Кроме этого мы хотим записать песни пятидесятых годов – проект, который планировал Мулявин еще лет двадцать назад. Поставим мюзикл «Мелодии славянского короля». Параллельно планируем снимать американо-российское кино по тому же сценарию. С американской стороны режиссером, вероятно, будет Стивен Спилберг. С ним мы предварительно уже разговаривали, теперь он приедет на наш концерт в Нью-Йорке, и, надеюсь, договоримся окончательно. С нашей стороны режиссера пока назвать не смогу. Мне бы хотелось видеть в этом качестве Андрона Кончаловского, но ему я пока не предлагал. Кончаловский очень хорошо знает Америку, их рынок, он замечательный режиссер.

– Спилберга действительно интересует ваш проект?

– Мы с ним не раз об этом говорили. В свое время, когда я жил в Америке, мне довелось побывать в гостях у Джорджа Харрисона. Харрисон планировал тогда мировой тур «Прощай, ХХ век», в котором вместе с ним, Эриком Клептоном, Элтоном Джоном, Rolling Stones, Queen и другими должны были участвовать и «Песняры». Потом музыканта не стало, не стало и тура. Но на обсуждении его проекта присутствовал Спилберг, с которым у нас состоялся тогда разговор на эту тему. Мы говорили о возможном сотрудничестве в области кино. Полтора года назад вернулись к этому разговору, он по-прежнему очень хочет выйти на российский рынок. Теперь я к нему еду уже с готовым материалом, будем разговаривать предметно: что и как.

– А как вы познакомились с Харрисоном?

– С Харрисоном получилось случайно. У моей бывшей жены – гимнастки Ольги Корбут – было много поклонников в Америке. Один из них – Реймонд Стивенс, долгое время занимавший пост вице-президента фирмы «ХХ век Фокс». Мы у него часто гостили. Как-то раз я попросил у него альбом «Битлз» Abbey Road, мне нужна была эта музыка. Он сказал: «Пойдем и возьмем альбом с автографом». Вначале я не поверил, но мы сели на вертолет и полетели в Хану, резиденцию Харрисона. И вот меня привели в большой зал с белым роялем «Стейнвей», картинами и фотографиями «Битлз». Выходит Харрисон. Пожимает руку, дарит диск с автографом и просит меня что-нибудь спеть. Я сел за рояль и спел «Ой, цветет калина в поле у ручья». Все присутствующие, включая Харрисона, сказали: «Обалдеть можно, какая мелодия». Стали допытываться, откуда я ее взял. Я сказал, что у нас много было композиторов, которые подобные мелодии писали. Они посоветовались и сказали, что включают «Песняров» во всемирный тур «Прощай, ХХ век».

– А со Спилбергом, надо думать, вы тоже через Стивенса познакомились?

– Мария Шрайвер, жена Шварценеггера и племянница президента Кеннеди, делала как-то на NBC телешоу о Чернобыле с участием известных людей. Она пригласила на эту программу Ольгу и меня. Поехали в ресторан «Распутин» в Нью-Йорке, я там спел пару песен из репертуара «Песняров». На эту же вечеринку был приглашен Спилберг... Разговорились, речь пошла о кино, которое он хотел снять об Ольге. Так мы и познакомились.

– А как вы оказались в Америке?

– В 76-м году был каннский фестиваль пластинок. Там шла поголовная купля-продажа артистов, ансамблей и солистов, это было время мировых менеджеров. После концерта, который мы дали в Каннах, нас на гастроли пригласили 25 стран мира. Но с нами не было менеджеров, было другое время, и все стали заваливать предложениями Госконцерт, пытаясь получить от него «добро». Сэт Гаррис, менеджер певца Барри Уайта, все-таки настоял на том, чтобы «Песняры» поехали в Америку. Мы объездили столицы 15 штатов, работали только на американского зрителя. Наш приезд вызвал фурор среди американской молодежи, нас хотели взять в мировой тур. Это было бы славой для советской эстрады, да и государство могло бы неплохо заработать, но Брежнев сказал, что у нас другая идеология и мы не можем на такой тур подписаться.

– Но это не помешало вам прожить потом в США десять лет?

– Мою жену пригласили на контракт в гимнастический зал. Мы не думали оставаться там надолго, но нам предложили прекрасные условия. Правда, благополучие оказалось скучным. Там другие люди, другие праздники, совершенно другие традиции. Я занимался бизнесом и писал картины для себя: было много свободного времени. Мы ездили на приемы, и все спрашивали: «А кто это такой?». Отвечали: «Это муж Корбут». Чувствовал я себя почти как супруг Маргарет Тэтчер. То, что я могу делать, никого не интересовало. Но сейчас я в России и должен идти дальше, моя жизнь – это творчество. Пусть с бытовой точки зрения здесь сложнее: нет ни квартиры, ни дома. Но есть работа, и я нужен людям. Это главное.

Справка «НИ»

Леонид БОРТКЕВИЧ родился в 1949 году. В 1967 году окончил Минский архитектурно-строительный техникум, потом заочно режиссерский факультет Московского ГИТИСа. Руководил самодеятельным ансамблем «Золотые яблоки». В 1969-м в качестве солиста был приглашен в ансамбль «Песняры». На протяжении десяти лет голос Леонида Борткевича был визитной карточкой белорусского фолк-рок коллектива. В 1977 году певец женился на известной советской гимнастке, олимпийской чемпионке Ольге Корбут. В 1979-м покинул «Песняры» и создал свой ВИА «Мальвы», работал солистом Национального радио. В 1991 году вместе с женой уехал в США. Через 9 лет вернулся на родину и после смерти лидера коллектива Владимира Мулявина в 2002 году возглавил коллектив. С конца прошлого года Леонид Борткевич вместе с другими участниками ансамбля «Песняры» живет в Москве. В 2003 году в московском издательстве «Вагриус» была издана его книга мемуаров «Песняры» и Ольга». Леонид Борткевич – заслуженный артист Белоруссии.

"Новые Известия"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить