В Казани завершился XII Международный театральный фестиваль "Науруз", представивший зрителю лучшие спектакли тюрского мира из Азербайджана, Казахстана, Турции и других стран.
У этого фестиваля нет аналогов. Эксперты говорят о том, что "Науруз" занимается совершенно особой работой — поиском идентичности тюркоязычных народов через театральное искусство. Уже 12 лет подряд театральные труппы из Казахстана, Азербайджана, Турции, Республики Саха, Башкортостана привозят в Казань свои лучшие спектакли. Здесь нет жюри, определяющего лучших — задача фестиваля не в этом. Есть коллегия, состоящая из критиков, искусствоведов, специалистов по литературоведению — тех, кто может читать спектакль как книгу, понять всю глубину режиссерских и актерских находок. "Науруз" — творческая лаборатория, площадка для обсуждения развития и болевых точек театров тюркоязычных стран.
"Когда распадался СССР и был упразднен Союз театральных деятелей, представители разных республик клялись друг другу, что хотя жить теперь мы будем в разных странах, но единое театральное пространство сохраним. Это не совсем получилось. Но такие фестивали, как "Науруз", как раз помогают такому общению. Потому что жить в замкнутом пространстве — это верная погибель", — говорит Алексей Бартошевич, один из самых авторитетных шекспироведов Европы, член жюри национальной премии "Золотая Маска", профессор ГИТИСа.
О том, как велика потребность в межкультурном диалоге, насколько серьезен запрос на общение и обмен идеями, говорит тот факт, что в этом году о желании приехать в Казань на "Науруз" заявили 40 театров. Приглашение получили только 17. Одним из первых — Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр со спектаклем "Божественная игра".
Постановка создана на основе древнетюркского эпоса "Книга Деда Коркута", который датирован первым тысячелетием нашей эры и рассказывает о жизни огузов -тюркоязычных кочевых народов, предков турок, туркмен и азербайджанцев. Режиссер спектакля Микаил Микаилов говорит, что этой постановкой пытался перенести зрителя в древний мир, в те времена, когда благословение было благословением, а проклятие — проклятием, когда древние шаманы могли общаться с богами и бороться со злыми духами. "Благодаря актерам и их способностям (пение, пластика, актерское мастерство) мы смогли создать некий этно-мюзикл, что придает сказанию некие современные окраски", — говорит Микаил Микаилов. Признанный в 2005 году одним из наиболее талантливых молодых актеров Азербайджана, сегодня он живет в России, ставит спектакли в Баку и говорит, что для него все это — единое пространство, а связь с родной землей невозможно потерять, где бы ты ни жил. Может быть, благодаря этому ощущению общности мира, где нельзя утратить понимание друг друга, "Божественная Игра", сыгранная в Казани на языке оригинала, буквально заворожила зрителей своей красотой и энергией.
"Мы четко понимаем, что "Науруз" — единственный в своем роде фестиваль и не имеет аналогов. Каждый год мы меняем цели, выбираем какую-то одну широкую тему для дискуссий, но у фестиваля есть особая миссия помимо творческих прорывов — донести до зрителя идеи необходимости единения", — рассказывает главный режиссер Татарского академического театра им. Камала Фарид Бикчантаев, который является одним из основных инициаторов проведения "Науруз". А поскольку единение возможно только там, где есть знание друг о друге, то теперь для каждого фестиваля будет избираться "главный герой" — какая-то страна из числа участниц. По мнению руководителя межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрия Савельева, такой подход позволит специалистам найти что-то новое в театральном искусстве, а зрителям разных национальностей — лучше узнать друг друга. "Организаторы этого фестиваля делают великое дело не только для искусства, но и для простых людей, которые приходят смотреть спектакли, и я горжусь тем, что "Науруз" проходит в России", — говорит он.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.