Московский центр искусств на Неглинной показывает выставку "Червовая дама русского авангарда", где с необычной точки зрения представлено искусство Ольги Розановой (1886 — 1918).
Карточные персонажи невероятно увлекали художницу. "Игральные карты" - была первая значительная живописная серия, созданная Розановой. Она состоит из изображений десяти карточных героев — королей, дам, валетов всех мастей и "одновременного изображения четырех тузов".
Сегодня искусствоведы разгадывают: кого же из своих современников художница закодировала в эти персонажи. Художественное гадание на картах — увлекательное занятие-зрелище и для рядовых посетителей выставки, которая стараниями устроителей собрана из многих музеев Санкт-Петербурга, Астрахани, Нижнего Новгорода и частных коллекций.
В искусстве России XX в. не было времени талантливее и прекраснее, чем 1900-1920 гг., когда ожидание грядущего вселенского переворота соседствовало с рафинированностью салонов, а женщины творили наравне с мужчинами. В числе знаменитых художниц тех лет была и Ольга Розанова.
В 1907 г. Розанова подает документы на поступление в Строгановское училище, но получает отказ. Одновременно она занимается в школе рисования К.Юона. В 1910 г. начинается самый замечательный период ее жизни, связанный с Петербургом, футуризмом и новой богемой. Приехав в тогдашнюю столицу Империи, Розанова примыкает к объединению художников "Союз молодежи", участвует в его собраниях. Она дебютирует на выставке "Союза молодежи" в апреле 1910 г. несколькими ранними работами.
Немного позже Розанова знакомится с поэтом-футуристом А.Крученых, сыгравшим большую роль в ее жизни — и как творческий человек, и как близкий друг. Он вводит Розанову в круг футуристов, увлекает художницу только что появившимся "искусством будущего". Продолжая рисовать, Розанова публикует несколько статей об искусстве, навеянных футуризмом. В марте 1913 г. в сборнике "Союза молодежи" выходит ее статья "Основы нового творчества и причины его непонимания". В мае 1913 г. печатается книга Крученых "Взропщем" с посвящением Розановой, которая в это время работает над известной серией картин "Игральные карты" (1912-1915). В качестве приемлемого стиля художница избирает для себя необыкновенно популярный в среде живописцев начала двадцатого столетия супрематизм.
Для выставки "Бубновый валет" (1916) она отдает серию "Игральные карты", незадолго перед этим завершенную.
Розанова увлекается всем "новым", участвует в нескольких проектах, выставляется наравне с Малевичем, Татлиным. Успев принять участие в организации общества художников "Супремус", Розанова входит в совет Союза художников, становясь секретарем союза Молодой Федерации. После октября 1917 г. руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса, одновременно печатаясь в газете "Анархия". К празднованию Первого Мая 1918 г., по предложенному художницей проекту, оформляется Москва.
7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умирает от дифтерита. В 1919 г. на "Посмертной выставке" экспонируется 250 ее работ. В 1920 и 1922 гг. на выставках беспредметного искусства в Москве и Берлине также экспонируются и пользуются успехом у публики ее странные, чарующие своей непонятностью картины.
Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.