На днях исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного хореографа Игоря Моисеева. В течение многих лет он был бессменным художественным руководителем коллектива, известного во всем мире как "Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева". Через школу танца и ансамбль за долгие годы его существования прошло не одно поколение советских людей.
Собеседниками "Правды.ру" оказались люди, которые были непосредственно связаны с творчеством маэстро и с ним лично. Поскольку собеседники относились к советской номенклатуре, знавшими не только творческое закулисье, но и секреты политического бомонда, они попросили сохранить их имена в тайне. Вот каким предстал Игорь Моисеев и его ансамбль из их рассказа.
Игорь Александрович был гениальный деспот. Второго такого не найти. Основа танца Игоря Моисеева — это танец на раскаленной сковороде. Словно бы танцуют одними пальчиками. Он никого не брал по блату. Никогда. Не брал даже детей своих артистов, какими бы они не были заслуженными, народными и т. д. Он сам вел очень строгий отбор. Никаким другим путем попасть в труппу Моисеева не представлялось возможным. Может быть, поэтому у него был ансамбль высочайшего мирового уровня. У него была своя система, своя школа. Заменить такого гениального постановщика сейчас некем.
В ансамбле за глаза его называли Мойша — он же Моисеев. Его боялись и любили, потому что знали: если он поговорит с тобой, у тебя станет легко на душе. Он не был плохим человеком. Моисеев увольнял легко, если танцовщики не справлялись с дикой нагрузкой. Переводил в другие ансамбли. Он был жестким и жестоким, самодуром и тираном. Но всегда — гением.
Когда должен был сниматься фильм про Анну Павлову, а в его труппе была девушка, похожая на неё и ее пригласили сниматься в этом фильме, Моисеев не разрешил. Или в ансамбле — или в кино. К нему даже нельзя было подойти с таким предложением.
С возрастом он уже мало что видел своими глазами, хотя всегда сидел на всех репетициях. В его окружения находились доносчики (дрожавшие за такой лакомый кусок), которые говорили маэстро — вон та немного полновата. Моисеев вызывал "толстушку" и говорил, чтобы она за две недели похудела на 20 килограмм! Только девушкам маленького роста разрешалось быть пухленькими, а рослым и средним — нет. В результате девушки пили фуросемид и другие слабительные средства, чтобы только поддержать себя в норме. Многие после этого окончательно и бесповоротно испортили свое здоровье. Некоторые спились…
Читайте также: Аве Майе, балерине со Шпицбергена
Игорь Моисеев не был состоятельным человеком. В отличие от второй жены, в быту он был достаточно скромен. Когда он ушел от Тамары Зейферт, то забрал лишь чемодан с бельем и свою шикарную библиотеку. Всех, кому удавалось побывать у Игоря Александровича в гостях, своим количеством потрясала его домашняя библиотека. Больше книг было, наверное, только в знаменитой Ленинской, ныне Российской государственной библиотеке. В основном у него была собрана библиотека по искусству, картин у него не было. Моисеев собирал только то, чем сам жил в искусстве. Эти книги представляют большую ценность — много больших фолиантов в роскошном переплете, раритетные издания.
При зачислении первое, на что он смотрел, руки. Потом смотрел на ноги. Отбор обычно проходило человека три-четыре, не больше. Остальные шли в ансамбль "Березка" к Мире Кольцовой, который сначала возглавляла Надеждина, в ансамбль Александрова, в хор Пятницкого. Учиться начинали с восьми лет: днем в школе Моисеева, вечером — в общеобразовательной школе. Выпуск происходил раз в четыре года. Заканчивали школу примерно 25 человек. На выпускном — обязательно сольный номер.
Читайте также: Прелести, которыми восхищались русский царь, Распутин и генсеки
Еще со сталинских времен члены правительства подбирали себе невест только из ансамбля Моисеева. В его школе учились и Конева, и Микоян, и многие другие. Девочки все красивые, молодые, статусные, проверенные — как и нужно было в то время. И вторая жена Моисеева была сначала замужем за сыном маршала Конева. Она перестала танцевать, кажется, в году 1980-м. Обычно их танцевальная карьера заканчивалась в 36 лет. Все получали статус артисток балета. При желании можно было уйти и в Большой. Хотя в Большом театре всегда существовала своя школа. В ней тоже учились с восьми лет, но немного подольше. Выпускниц ансамбля Моисеева туда всегда брали охотно.
В репертуаре ансамбля были не только танцы всех народов мира, но и одноактные балеты. Например, балет "Ночь на лысой горе" шел без перерыва в течение 2-х часов. У всех танцовщиков были шикарные костюмы, которые за большие деньги шили в Большом театре. Обувь, костюмы — за это драки никогда не было. У каждого свое. В чистку их не сдавали, всегда выдавали новое, с иголочки. Это был престиж государства, потому что со сцены каждое пятнышко видно. У всех были свои квартиры и машины. Даже во времена Хрущева и Брежнева правительство понимало, что эти рабочие лошадки везут в нашу страну валюту.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.