В Москве в эти дни вполне легально можно купить полотна позднего Шагала. Правда "сливки" уже скупили коллекционеры, но из того, что осталось, кое-что выбрать можно.
В Московском центре искусств открылась для публики выставка поздних (40-80-е годы) картин Марка Шагала из американских и немецких частных собраний. Представленные на ней 32 картины и один гобелен можно купить. Все они имеют сертификаты Комитета Шагала, что гарантирует подлинность. Цены — от 120 тыс. до 1.5 млн. у.е., что соответствует общемировым ценам на Шагала.
До этого выставка неделю работала в закрытом режиме — только для коллекционеров. На момент публичного открытия было продано две и зарезервировано шесть работ. Имена покупателей не называются, однако почти наверняка среди них есть московский Музей современного искусства под руководством Зураба Церетели — одного из главных игроков на нашем арт-рынке. Ранее Церетели неоднократно заявлял, что Шагал — один из его самых любимых художников.
Позднего Шагала на рынке очень много. В первую очередь, конечно, на западном. Они регулярно выставляются на аукционы "Сотбис" и "Кристи" (на ближайшем аукционе модернизма, который Дом "Кристи" проведет в Нью-Йорке 7 ноября, есть семь картин, очень похожих на те, что выставлены в МЦИ). В последние годы одиночные работы Шагала появились и у наших арт-дилеров. Однако такой крупномасштабной и очень профессионально сделанной выставки-продажи до сих пор у нас не было.
Шагал относится к русским авангардистам, которые творили за границей (1910-1914 годы Шагал провел в Париже), и потому в России картин этого периода было немного.
В 1918-1922 годах Шагал работал в России. Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 обосновался в Париже.. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941-1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А.Воллара создал (в 1923-1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н.В.Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П.И.Чайковского в постановке Л.Ф.Мясина (1942) и Жар-птица И.Ф.Стравинского в постановке Дж.Баланчина; и др.). К середине 20 в. его авторитет художника — живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) — получил мировое звучание.
Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930-1931) предопределила главную тему его позднего творчества. С 1955 началась работа над Библией Шагала - так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий — как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981; и др.). Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др.) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1973 Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Нов то время говорить о легальной продаже работ, было, конечно, невозможно. Так что возможность цивилизованно купить Шагала в России появилась только сейчас.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.