Минтранс сообщил о том, что его специалисты в данный момент занимаются подготовкой нового закона о регуляции работы автоматических систем весогабаритного контроля. Для проработки дополнений в закон была создана инициативная группа перевозчиков, часть предложений уже вошла в законопроект.
Напомним, что такие системы установлены в 17 пилотных регионах России, и на нынешний момент действует уже 25 подобных объектов. Они позволяют диагностировать нарушение веса, развесовки по осям и проблемы в габаритах грузового автомобиля.
С октября прошлого года была доказана несомненная эффективность работы таких систем. Штрафы за нарушения по этим параметрам на порядок суровее, чем за отсутствие системы "Платон". Так, за нарушение по весу перевозчики заплатят от 150 тысяч до полутора миллионов рублей. Если учесть, что за месяц регистрируется порядка 100-200 тысяч таких нарушений, то перевозчикам совершенно невыгодно отправлять машины в рейс с подобными проблемами. По задумке создателей системы это позволит сохранить федеральные трассы в нормальном состоянии и уменьшить число аварий.
С другой стороны, к работе самой системы у многих перевозчиков возникли серьезные вопросы. По мнению директора управления по экспедиторской деятельности ГК "Деловые Линии" Михаила Петрова, механизм работы этой системы нуждается в доработке.
"Необходимо сделать работу системы весогабаритного контроля максимально прозрачной и понятной, — убежден Михаил Петров. — К примеру, нужно сделать общедоступными и жестко зафиксировать основные параметры, которые используются в алгоритме взвешивания. Кроме того, необходимо ввести ответственность за возможную подстройку весов, чтобы исключить корыстные действия на местах".
Также перевозчики готовы предоставлять своих специалистов для процедуры поверки весов и регулярно обнародовать эти результаты. Петров уверен, что эти меры позволят получить максимальное доверие к процедуре контроля.
Отметим, что спорных моментов в работе системы намного больше.
"В настоящий момент водители не участвуют при загрузке машины, поэтому не могут знать о нарушениях в развесовке, — отмечает Михаил Петров. — Получается, что за корректность как процесса, так и результата погрузки должен отвечать отправитель груза".
Эксперты отмечают, что водитель должен иметь право знать о проблемах уже по окончании проверки и, если не согласен, оспорить его. Кроме того, в нашей стране не предусмотрены места, где водитель может оперативно устранить найденные нарушения. Сейчас же о нарушениях, даже если они действительно есть, водитель не знает, и автомобиль собирает штрафы по всему маршруту следования груза. Также нужно ввести ответственность и за неполадки весов.
Немаловажно, что два предложения перевозчиков уже внесены в законопроект. Теперь водителям будут сообщать о нарушениях по весу сразу, а также предоставлять возможность устранить проблему в ближайшее время. Об этом сообщили представители Минтранса.
Кроме того, у перевозчиков есть и другие предложения. К примеру, стоит ввести так называемую погрешность измерений, как это сделано при измерении скорости автомобиля. Так, по мнению перевозчиков, стоит освободить от штрафа те машины, у которых нагрузка на ось превышена не более чем на 10%, а нарушение по габаритам не превышает 5%.
А для того, чтобы приноровиться к новым правилам, всем перевозчикам нужно время. В качестве теста системы они предлагают ввести трехмесячный мораторий на штрафы. Тестовый режим поможет определить масштаб негативного влияния грузовиков на российские трассы, а также уточнить место установки всех пунктов по маршруту следования. Также это позволит проверить наибольшее число загруженных транспортных средств и понять, какие проблемы следует исправить.
Напомним, что уже к 2020 году по всей России появятся 387 пунктов весогабаритного контроля. Для эффективной работы системы этих пунктов должно быть порядка 500. Однако за минувшие месяцы работы число нарушителей сократилось вчетверо.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.