В последнее время все большее внимания к себе привлекают гибриды, о которых уже достаточно много написано. Полагаю, никто не станет отрицать тот факт, что за этими автомобилями будущее. Гибриды экономичнее, экологичнее и не на много дороже, зато ходовые свойства этих машин ничуть не хуже обычных. Вся проблема в том, что невозможно снизить расход топлива гибридов на порядок, по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.
Ученые предполагают, что развитие автомобилей пойдет по следующему пути: двигатели внутреннего сгорания будут постепенно сменяться гибридами, а затем последних полностью вытеснят автомобили на топливных элементах. Это связано главным образом с тем, что земные запасы нефти очень быстро исчезают, и со временем придется вообще отказаться от нее.
Мало кто знает, но по миру постоянно курсируют автомобили "на водороде" в облике серийных автомобилей разных фирм. Таким образом, технология обкатывается и доводиться, что называется, "до ума". Практически все крупные фирмы занимаются разработкой не только гибридов, но и топливными элементами.
Как она работает?Топливные элементы – следующий шаг автомобилестроения. Эти автомобили движутся за счет энергии химических реакций. Исходным топливом является водород, который небезопасен. Отсюда и главная проблема, с которой столкнулись ученые, – огромное давление, от которого сжижается водород. Обычные металлические баллоны просто не выдерживали давление нескольких тысяч атмосфер. Но с появлением новых материалов, ученым и инженерам удалось справиться с этой проблемой. Итак, сжиженный водород подается в реактор, в котором происходит его окисление, в результате чего получается тепловая энергия, за счет которой и движется автомобиль. Самое главное, что на выходе продуктом распада является вода. Именно вследствие этого автомобили на топливных элементах являются самыми "зелеными".
Компания Nissan очень давно занимается разработками в этой области, но никаких революционных прорывов пока не совершала.
Последние десять лет японские инженеры усиленно трудились над созданием своих опытных образцов "водородных" машин, и вот, наконец, все их усилия и изобретения вылились в FCV X-Trail (FCV – Fuel Cell Vehicle – автомобиль на топливных элементах). Разработки в основном коснулись уменьшения габаритов реактора, баллона и остальных узлов. Новая силовая установка развивает мощность в 120 лошадиных сил, что на 35 "лошадей" больше, чем на предыдущей версии 2003 года. В результате новая модель стала более приемистой, динамичной, но при этом не потеряла в максимальной скорости и расходе.
Новая компоновка позволила существенно улучшить "жилищные условия" пассажиров. Теперь литиево-ионная батарея располагается под полом багажника, таким образом, увеличилось место для багажа, и реактор сделали намного меньше, освободив на 40% больше места пассажирам.
Интересна также конструкция водородного баллона – он теперь принял форму яйца и изготовлен из алюминия с применением композитных материалов. Его разместили под задними сидениями, немного сократив головное пространство задних пассажиров. Новый баллон в состоянии держать большее давление, и теперь его емкость стала на 30% больше. Таким образом запас хода Nissan X-Trail FCV увеличился почти до 500 километров. Это очень хороший результат, которым могут похвастаться немногие.
Японские инженеры постарались максимально приблизить автомобиль к обычному в плане управления, так что вождение X-Trail FCV почти не отличается от езды на простом X-Trail. Для водителя подобной машины отличий почти нет, за исключением другой панели приборов и практически отсутствующего звука мотора.
Создателям модели удалось снизить вес автомобиля на 100 килограммов, по сравнению с моделью 2003 года, и теперь полная масса X-Trail составляет 1857кг, что очень близко приближает его к серийной модели с дизельным двигателем. Увеличилась и максимальная скорость автомобиля: теперь она составляет 150 км/ч против 112 км/ч на аналоге 2003 года.
Таким образом, Nissan X-Trail практически ни в чем не уступает своему нынешнему аналогу, следовательно, будущее ближе, чем можно предполагать.
Михаил Соркин