Компания BMW известна в мире как производитель мощных автомобилей с двигателями большого объема, причем объемы двигателей доходят чуть ли не до 4 литров на сравнительно небольших «трешках», а на «семерках» переваливают за 6 литров. Но в сложившейся экологической ситуации решающую роль играет не объем двигателя и снимаемая с него мощность, а экономичность и экологические показатели. Как известно, в Европе постоянно ужесточаются требования к токсичности, и большим моторам все сложнее становиться соответствовать этим факторам.
Инженеры BMW решили пересмотреть свой подход к созданию и доводке двигателей. Теперь они делают ставку на максимальное увеличение мощности при неизменном объеме двигателя и увеличении экономичности, то есть форсировку - для получения максимально возможного КПД. Технических решений для этого предостаточно: турбины, новые системы газораспределения и, конечно, продвинутая электроника.
"Время увеличения мощности с больших объемов прошло, и я надеюсь, что более этого не будет, так как повышение рабочего объема неизбежно ведет к повышению расхода топлива", - говорит вице-президент моторного отдела BMW Клаус Боргман.
Специалисты убеждены, что добиться увеличения экономичности при большой удельной мощности возможно и в этом помогут только современные технологии.
Американские «монстры» GM и Ford планируют изменить своим традициям и последовать примеру европейских коллег. Например, новый 3,5-литровый V6 от Ford выдает на 40 л.с. больше, чем предыдущий мотор объемом 4 литра. Это существенный прогресс, так как американские моторы обычно были известны миру как огромные и «прожорливые» V8 с гигантскими объемами двигателей.
Боргман отметил несколько способов, с помощью которых компания BMW будет осуществлять поставленную задачу.
- BMW распространяет свою систему Valvetronic, которая «умеет» изменять фазы газораспределения и изменять высоту подъема клапанов на все модели, а в частности, на новый Mini Cooper 2007.
Спортивная версия британского хэтчбека будет оснащена турбиной, а также системой впрыскивания непосредственно в цилиндр. Немецкие специалисты отмечают увеличение топливной экономичности на 10 % по сравнению с нынешней моделью.
- Новая система «стоп-старт», которая будет отключать двигатель, когда автомобиль стоит (в пробке или на светофоре). Двигатель тут же запускается, как только водитель отпускает педаль тормоза. Данная опция имеет некоторые недостатки и в данный момент дорабатывается. Дело в том, что некоторые системы автомобиля, такие как кондиционер, не могут работать при неработающем двигателе. Данная опция требует установки необычного стартера и аккумулятора повышенной емкости. Кстати, Mini Cooper оснастят этой системой.
- Необычная система рекуперации энергии торможения, которая помогает генератору набирать потраченную аккумулятором энергию. Данная система превращает тепловую энергию, выделяющуюся при торможении, в электрическую. Таким образом, заряд батареи не падает ниже 80%. Работает она по интересной схеме: как только водитель нажимает педаль тормоза, датчик посылает сигнал, и энергия торможения идет на зарядку аккумулятора, разгружая таким образом генератор. Эта необычная опция будет устанавливаться на все автомобили в 2007 году вкупе с опцией «stop – start».
- Активное применение гибридных силовых установок. В 2009 году BMW планирует использовать новые гибридные двигатели, которые позволят сократить расход топлива на 25% и в городском режиме и на трассе. Разработали двигатель и трансмиссию инженеры GM, которые в данный момент занимаются их продажей BMW и Daimler Chrysler.
Компания BMW пока держит в секрете информацию о том, какие модели будут оснащаться этой трансмиссией.
Боргман также заявил, что все вышеперечисленные системы будут активно распространяться, так как не должны сильно повлиять на стоимость автомобилей.
Покупателям же остается только ждать, когда они смогут похвастать друзьям, что их новая «семерка» расходует столько же, сколько дизельный VW Lupo.
Михаил Соркин