АвтоВАЗ – новый "национальный проект"?

" АвтоВАЗ " переживает переломный момент своей истории. Государство решило полностью восстановить контроль над автогигантом. Очевидно, что заменой команды управленцев дело не ограничится – глубокие изменения коснутся и всего предприятия.

Как и ожидалось, на сегодняшнем заседании совета директоров АвтоВАЗа стало известно, что новым президентом и генеральным директором ОАО " АвтоВАЗ " назначен руководитель департамента ФГУП " Рособоронэкспорт " Игорь Есиповский. Председателем совета директоров " АвтоВАЗа " избран замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков. Привлечение управленческих кадров из этой далекой от проблем легкового автомобилестроения структуры вполне естественно, если учесть, что на сегодняшний день "Рособоронэкспорт" контролирует 51% пакет акций предприятия.

Заседание нового совета директоров "АвтоВАЗа" проходило чуть ли не в боевых условиях. Охрана завода была усилена почти двумя сотнями сотрудников правоохранительных органов, спешно откомандированных за несколько недель до утверждения нового руководства компании.

Некоторые наблюдатели сравнили эту картину со второй половиной 90-ых годов, когда на заводе и в Тольятти прошел ряд мероприятий, направленных на борьбу с окружившим АвтоВАЗ криминалитетом. В тот период на заводе дежурил ОМОН, усиленный бронетехникой.

Нынешнюю "силовую поддержку" связывают с процессом отстранения представителей группы "СОК" от рычагов управления предприятием. Примечательно, что как раз на днях из АвтоВАЗа ушел директор по охране собственности и правопорядка Сергей Очиров, которого называли человеком, связанным с СОК.

Как считается, группа "СОК" ("Самарский объединенный капитал") за последние годы обросла глубокими связями с волжским автозаводом. Сейчас СОК обеспечивает до 50% поставок компонентов на АвтоВАЗ, а также практически контролирует сбыт его продукции и вторичный рынок запчастей. Кроме того, СОК занимает существенную долю в дилерской сети. Часть ключевых постов на ВАЗе занимают или, к сегодняшнему дню, занимали выходцы из СОКа.

В частности, когда описываются прочные связи АвтоВАЗа и группы "СОК", в пример приводят интересный контракт между этими компаниями. По нему ООО "Соло" (входящая в СОК) имеет эксклюзивное право по поставке комплектующих на конвейер. В договоре оговорено, что если АвтоВАЗ решит его разорвать в одностороннем порядке, то будет вынужден выплатить СОКу штраф в 14 млрд рублей (около полумиллиарда долларов).

Теперь ожидается, что за сменой команды на АвтоВАЗе (которая пока идет медленно, но людей, связанных с СОК от этого не прибавляется) будут пересмотрены контракты и отношения с дочерними предприятиями.

Так, отвечая на вопрос, останется ли компания "СОЛО" (группа "СОК") эксклюзивным дистрибьютором запчастей, производимых "АвтоВАЗом", новый гендиректор Игорь Есиповский сказал, что в любых отношениях должны присутствовать "здравый смысл и взаимное уважение", добавив, что на этой основе будут строиться отношения "АвтоВАЗа" с партнерами.

Вместе с тем он подчеркнул, что "если есть перекосы, будем, наверное, поправлять". Есиповский добавил, что любой партнер "АвтоВАЗа" должен быть так же заинтересован в нормальных отношениях с автозаводом.

В этих обтекаемых формулировках можно услышать скрытую угрозу влиянию СОКа, благо СМИ насыщены публикациями о якобы имеющем место давлении властей на эту группу. С этим давлением связывают и недавние проверки правоохранительных органов в некоторых подразделениях СОКа, и выдавливание людей группы из АвтоВАЗа. Действительно, группа захватила сильные позиции в своих ключевых регионах на уровне областных советов и прочих органах власти (в частности, в Ульяновской области). Но этим "грешит" любая более-менее крупная компания.

Скорее всего, смена команды прежнего гендиректора АвтоВАЗа Владимира Каданникова выходцами из "Рособоронэкспорта" призвана решить проблемы развития завода, с которыми прежняя команда не справилась.

В частности, скорая ревизия ожидает совместный проект АвтоВАЗа и General Motors. Как заявил сегодня Игорь Есиповский, "мы по поводу сотрудничества с General Motors отдельно поговорим". По его мнению, не может удовлетворять ситуация, которая сложилась у этого проекта. В последние месяцы СП "GM- АвтоВАЗ" работает "с нулевой или даже немного отрицательной рентабельностью", - цитирует слова Есиповского "Интерфакс". Новый гендиректор считает, что надо проанализировать, что происходит, с тем, чтобы пересмотреть проект.

Действительно, по оценкам экспертов, продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются, программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП - запуск модели Chevrolet Viva, как ранее писала газета "Коммерсантъ", провалился. Судьба очередного совместного проекта с GM - завода по производству двигателей с объемом инвестиций более $400 млн – более чем туманна.

Переживает АвтоВАЗ и другие, очевидные каждому автовладельцу, проблемы. Не лучшее качество сборки, запаздывание с выпуском и доводкой новых моделей, снижение ценовой конкурентоспособности – все это снижает долю АвтоВАЗа на российском рынке. К тому же завод обременен немалыми долгами.

Стандартные антикризисные меры – уменьшение издержек, в том числе социальных расходов, а также сокращение кадров – могут сильно ударить по Самарской области. АвтоВАЗ – это не только градообразующее предприятие. В настоящее время половина из его прибыли идет на социальную сферу, что составляет 3-3,5 млрд рублей в год. По словам губернатора области Константина Титова, принять на бюджет Тольятти эти обязательства нет никакой возможности. Реструктуризация предприятия невозможна без мощной поддержки со стороны государства, уверен Титов.

Государство, видимо, это понимает. По крайней мере, в Совете директоров АвтоВАЗа большинство составят именно представители госкомпаний. При таком раскладе группе "СОК" и другим частным компаниям неизбежно придется потесниться.

Отдел экономики

Обсудить